БиографияКнигиСтатьиВидеоВконтактеTelegramYouTubeEnglish version

Общие положения

Глава 1 из книги «Незавершён­ный нацизм»

Александр Щипков

Чтобы сформулировать новый подход к проблеме нацизма и расизма, придётся дистанцироваться от некоторых уста­ревших суждений и понятий, связанных с ХХ веком и сего­дня теряющих актуальность – таких, как, например, би­нарная теория тоталитаризма или понимание нацизма как сугубо германского явления.

Многие стереотипы ещё не преодолены. Они подпитываются как остаточным влиянием советской идеоло­гии, так и планомерным влиянием либеральных пропа­гандистов, навязывающих ложный подход к европейскому нацистско-расистскому наследию: либо оправдательный, либо реваншистский – в зависимости от ситуации и рас­пределения политических ролей.

Нередко имеет место прямая подмена понятий, когда термины «нацизм» и «фашизм» стремятся распространить на различные явления, такие как «режим личной власти», «нарушение фундаментальных прав и свобод», – в той или иной мере негативные, но не имеющие никакого отноше­ния к предмету разговора.

Стоит сразу наметить основные направления иссле­дования. Оно коснётся исторического генезиса нацизма, его связи с колониализмом, с англо-американской гегемо­нией и неолиберальной макроэкономикой. Необходимо описать соотношение понятий «нацизм», «фашизм», «ра­сизм», «колониализм», «тоталитаризм»; охарактеризовать современные формы нацизма, описать продолжающую­ся вокруг него дискурсивную борьбу. Важное значение имеет вопрос о связи нацизма с либерализмом – послед­ний, как показывает исторический опыт, создаёт внешний

идеологический «защитный пояс» нацистских доктрин. Необходим также и анализ религиозно-философских кор­ней нацизма, его связи с протестантской этикой, пуританством, кальвинизмом, ницшеанством и радикальными просвещенческими тенденциями вроде мальтузианства и гоббсианства.

В рамках одной небольшой книги, разумеется, не удаст­ся полностью охватить весь спектр заявленных проблем, но главная цель автора, который далёк от перфекционизма, состоит в том, чтобы инициировать процесс их серьёзного публичного обсуждения.

Теоретические аспекты изучения нацизма в рамках ра­боты связаны с социальным и традиционалистским направ­лением мысли, изложенным в работе «Социал-традиция»1.

Традиционалистский подход к проблеме мог бы поз­волить себе использовать некоторые наработки классиче­ской левой мысли ХХ века, но левая антинацистская тра­диция имеет свои слабые места, в том числе очевидную зависимость от либерального подхода. Идеология сего­дняшних левых легко приводится к либеральному знамена­телю. так что обращение к этому комплексу идей требует их существенной корректировки.

Традиционалистская концепция должна включать в себя положения, позволяющие противостоять неоли­беральному подходу, продиктованному американизмом и трансатлантизмом.

Либеральные интерпретации нацизма делают ставку на мимикрию этого явления и его фактическую реабилита­цию в новых условиях и новых формах. Строго говоря, они сами являются частью предмета своего описания. Поэто­му адепты либерального подхода стремятся определять нацизм по косвенным и неспецифическим признакам – например, как «антидемократизм», «вождизм», «тотали­таризм», «политическое язычество» и т. п., – целенаправ­ленно смещая фокус анализа. При этом опускаются как ключевые идеологические признаки, так и экономическая логика нацистского дискурса, связанная с колониальным капитализмом и военно-политическим экспансионизмом.

При сопоставлении нацизма с его историческим про­тивником, социализмом, между ними всё ещё нередко проводятся аналогии с применением двойных стандартов и делается вывод об их мнимой политической общности. Сегодня, как и в ХХ веке, «либеральные социологи посто­янно подчёркивают системную, социально-экономическую логику в тоталитаризме »левом«, но почему-то столь же на­стойчиво и последовательно отрицают эту логику в случае тоталитаризма »правого«. Мол, при отсутствии частной собственности ГУЛАГ получается обязательно, а в условиях буржуазного экономического порядка Бухенвальд и Освен­цим получились совершенно случайно, как исключение»2.

Примечательно, что в ходе таких сопоставлений либе­ральная мысль предпочитает вообще не упоминать о Талергофе, Терезине, британских лагерях в Южной Африке, секретных тюрьмах в Европе и резервациях в США. Вместо этого применяется анализ внешней симптоматики, а не ис­токов явления.

Очевидно, что серьёзная концепция современного на­цизма должна обладать иммунитетом к либерально-неонацистскому подходу – то есть исключать любые возможные либеральные концепты на уровне собственных исходных оснований. Это одно из базовых условий по-настоящему фундаментального теоретического осмысления явления.

Другое условие, важное в первую очередь для русской мысли, – это отказ от исторически «комфортного» пред­ставления о крахе нацизма в 1945 году. Утверждение, что советский народ одержал победу над гитлеровской Герма­нией и тем самым избавил человечество от «коричневой чумы», верны лишь наполовину – в своей первой части. Нацизм – общая болезнь западного мира. Она исходи­ла отнюдь не только от Гитлера, поэтому победа над тре­тьим рейхом не привела и, к сожалению, не могла приве­сти к уничтожению нацизма в целом.

Это, разумеется, не отменяет решающей роли совет­ской России в разгроме германского нацизма. Но важно не упускать из виду то важнейшее обстоятельство, что миссия германского рейха после его падения автоматически пере­шла к бывшим союзникам СССР.

В ХХ веке нацизм было принято определять как особый «травматический опыт» запада. Это ёмкое и едва ли слу­чайно возникшее определение мифологизирует проблему. Из него следует, что нацистский феномен открылся евро­пейскому взору внезапно; что прежде нельзя было предска­зать возникновение гитлеровского режима или его анало­гов. тем самым постулируется подсознательное неприятие Европой данного социального зла и наличие в сознании европейцев некоего отторгающего «коричневые» идеоло­гии нравственного инстинкта. Всё это, разумеется, не име­ет ничего общего с действительностью.

Конец ХХ века и особенно первые десятилетия нового столетия, в течение которых в Восточной Европе усердно взращивался нацизм, показали, что благодушный на­строй европейского обывателя в отношении коллектив­ной нравственности – не более чем усыпляющий эффект пропагандистской сказки, а широко распиаренная миссия по денацификации Германии является чисто постановоч­ным действом. Подлинная денацификация ещё даже не начиналась.

Нацистская идеология не вызвала никакого осужде­ния и отторжения в Европе 1930-х. Она должна по праву считаться «общеевропейской», особенно если учесть, что в гитлеровской агрессии против СССР участвовало более двадцати стран – преимущественно европейских. Вместе с войсками вермахта на советскую территорию вторглись войска Австрии, Финляндии, Хорватии, Румынии, Италии, Венгрии, Словакии. Штурмовавшая Брестскую крепость 45-я пехотная дивизия вермахта представляла собой быв­шую 4-ю австрийскую дивизию. Можно упомянуть и фран­цузскую 33-ю пехотную дивизию СС «Шарлемань», назван­ную в честь Карла Великого (фр. Charlemagne).

Польские элиты открыто сожалели о том, что не смог­ли присоединиться к Гитлеру в качестве союзников для по­хода на Восток и вместо этого сами стали объектом агрес­сии. Иными словами, ненависть к «восточным варварам» в польском обществе была куда более сильной, чем к ре­альным завоевателям, что говорит о присутствии расист­ских мифологем в коллективном бессознательном Европы. Эти мифологемы лежат на куда более глубоком менталь­ном уровне, нежели уровень реакций на текущие полити­ческие события, сколь бы трагически эти события ни вос­принимались польскими или другими европассионариями.

Общеевропейский характер нацизма прослеживается не только на уровне официальных дискурсов политических элит, но и в ходе региональных исследований жизни и умо­настроений населения в период Второй мировой войны. Например, после того как в 1939 году немецкая армия во­шла на территорию Польши, разные этносы проявляли ло­яльное отношение к одним этническим и религиозным группам на фоне неприятия других. Польские немцы при­знавались, что не любят евреев и католиков («папистов»). При этом последние сочувствовали полякам, а сами поляки старались понравиться оккупационным властям, рассказы­вая им о том, что евреи «пили из них кровь»3.

Независимые исследования повседневной жизни западного общества в 1930–1940-е годы показывают, что не только политикум, но и рядовые европейцы и амери­канцы в подавляющем большинстве были внутренне гото­вы к приходу нацистского режима и воспринимали его как новую социальную норму или, как сказали бы сегодня, как некую «новую нормальность».

Поэтому установка на забывание «травматическо­го опыта» действует сегодня как механизм вытеснения из массового сознания чувства вины и, соответственно, сни­мает ответственность перед жертвами нацизма. Примеча­тельно, что жертвы в рамках всё той же нацистской логи­ки также делятся на категории по своей значимости для западного общественного мнения – отсюда, к примеру, замалчивание информации о преступлениях вермахта на Востоке.

Столь же примечательна и антинацистская идио­ма: «никогда больше». её использование формирует у но­сителя подсознательную уверенность в том, что ничего подобного не было и никогда прежде. Ведь только в этом случае надежда на неповторяемость опыта нацизма имеет смысл. К сожалению, такая уверенность идёт вразрез с ло­гикой европейской истории, игнорируя как минимум об­разование первых колониальных империй, а как макси­мум – формирование паттернов поведения, характерных для протестантской этики.

Гитлеровский нацистский проект – это перенесение прежнего, общеевропейского колониалистского опыта внутрь самой Европы и обновление прежних расистских концепций в соответствии с текущими задачами рейха, которые подразумевали, в частности, геноцид русских и евреев.

При этом классические формы колониализма и но­вые, нацистские, внутриевропейские его формы продол­жали существовать параллельно. Пока в континентальной Европе работали печи Дахау, британская администрация в 1943 году организовала голод в Бенгалии, в результате которого погибло более трех миллионов человек. так вы­глядело наказание местного населения британской адми­нистрацией за августовскую революцию 1942 года и под­держку Индийской национальной армии Субхаса Чандры Боса. единство причин, целей и методов старого и нового колониализма в этот момент было лишний раз доказано историей.

Между тем предпосылки для новой нацистской моди­фикации классического еврорасизма сложились задолго до Гитлера и НСДАП (нем. Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei (NSDAP). Королевская Прусская комиссия по колонизации, основанная в 1886 году, рассматрива­ла план колонизации «варварского Востока». Виднейшие учёные Германии, такие как Вернер Зомбарт, доказывали право Германии на Lebensraum – новое «жизненное пространство» на Востоке. Гитлер лишь констатировал готовность воплотить в реальность разработанные его предшественниками планы, когда называл Россию «на­шей восточной Индией» и говорил: «Мы начинаем там, где остановились шесть столетий назад. Мы устремляем свой взгляд в сторону земель на Востоке. Когда мы гово­рим сегодня о новых землях в Европе, мы можем иметь в виду прежде всего Россию и подчинённые ей пограничные государства».

Показное ритуальное осуждение гитлеризма и Третье­го рейха, к сожалению, не изменило идентичность и соци­альный характер западного человека и дух западных обще­ственных институтов. Возможно, это признание разрушит чей-то гражданский символ веры, но нельзя отрицать оче­видное: европейское сознание было и остаётся фашизиро­ванным на уровне своего культурного бессознательного. западному обывателю, как и западному интеллектуалу, придётся в конечном счёте признать данный факт и при­нять связанную с ним ответственность и неизбежную долю исторического пессимизма. только после этого может наступить определённая ясность в восприятии данной проблемы и возможностей её решения (вместо ни к чему не обязывающей «травматизации»), которая позволит кри­тически мыслящим людям выйти из множества идеологи­ческих тупиков.

В принципе, начиная с XIX века расистская идеология запада представляет собой двухуровневую систему: бри­танский стандарт и набор европейских, континентальных и американских вариантов. Фактически Гитлер просто перенёс в Европу те самые колониальные практики (и их идейное оправдание), которые прежде применялись всеми европейцами лишь на «окраинах» мира. Поэтому, в частно­сти, умаление значимости истории колониализма и расиз­ма по сравнению с периодом европейского нацизма само по себе является нацистской позицией – «вторичным на­цизмом» или «нацизмом второго порядка». Человеческие потери и страдания представителей разных наций и рас оказываются в этом случае неравноценными.

Исторически именно нацизм (национал-расизм) привёл в ХХ веке к наиболее тяжёлым человеческим потерям, кото­рые касаются в первую очередь русских и евреев. Но предшествующие ему колонизаторские практики представляют собой общеевропейское явление и в сумме своей не ме­нее кровавы. Однако поскольку гитлеровский нацизм по­является позднее, он выступает в роли своеобразного уче­ника классического, прежде всего английского расизма, о чём неоднократно высказывался сам Гитлер. Он призна­вал, что его политика построена по британским образцам, грезил «восточной Индией» и говорил, что восхищается ан­глийским народом, который «в деле колонизации совершил неслыханное». Результатом попытки сравняться с англи­чанами в «деле колонизации» стал проводимый на оккупи­рованных территориях СССР геноцид всех его этносов.

Нередко можно столкнуться с определением нацизма как «крайнего национализма». Это довольно популярный стереотип, который воспроизводится по инерции, и вместе с тем – идеологический трюк, если используется политиче­скими и социальными технологами. При всех безусловных минусах «крайнего» национализма, являющегося вполне законным объектом критики, ничего общего с нацизмом он всё же не имеет. И это следует признать не ради оправдания национализма, а для недопущения размывания «нацизма» как понятия и постепенной реабилитации его как явления.

Даже Ханна Арендт, одна из исследователей пробле­мы фашизма и тоталитаризма, несмотря на свои либераль­ные взгляды, подчёркивала: «Многие учёные, как бы боясь вступить на путь провозглашения банальных истин, пред­почитают ложно трактовать расизм как своего рода пре­увеличенный национализм. Вне поля зрения обычно ока­зываются ценные работы учёных, особенно французских, доказывающих совершенно особую природу расизма и его тенденцию к разрушению национального политического тела»4.

Национализм отстаивает привилегии коренного насе­ления на его исторической территории. тем самым авто­матически признаются аналогичные привилегии других наций и этносов на их исторической территории. Нацио­нализм характерен, среди прочего, для национально-освободительных движений и борьбы против колониальной за­висимости. Он принципиально «неглобален». Нацизм же провозглашает превосходство одних наций, рас (а в случае родственного нацизму культур-расизма – культурно-исто­рических типов) над другими в глобальном масштабе – именно это становится оправданием колонизации и угне­тения народов, насильственного изменения этнического состава целых регионов (примеры: Косово, Украина), на­вязывания деструктивных институтов и социально-эконо­мических моделей (Россия 1990-х годов). Нацизм всегда включает в себя глобалистские установки.

Память о войне, как правило, создаёт коллективный иммунитет против нацистской идеологии. Но он, к сожа­лению, не распространяется автоматически на каждого отдельно взятого человека. Поэтому люди с нацистскими взглядами встречались и встречаются среди представи­телей любой национальности или этноса без исключения. В этом легко убедиться на примере таких исторических яв­лений, как «Русская освободительная армия» Власова или «Русский добровольческий корпус» в составе ВСУ-НАТО.

Отдельные представители любого народа могут стать нацистами, и это вполне уживается с трагической истори­ей русской «Плахи» и еврейского Холокоста ХХ–ХХI веков.

Нацизм – это в том числе и мировоззренческий выбор. И люди всех национальностей не застрахованы от него – ибо «слаб человек и грешен», а личная выгода может пере­вешивать и нравственные нормы, и святыни, и память предков, особенно в либеральном рыночном обществе.

Как уже было отмечено, предпосылки нацизма воз­никли задолго до гитлеризма и не исчезли с его уходом. Поэтому следует сразу исключить зауженную версию воз­никновения нацизма как казуса как бы оступившейся западной демократии. Это не срыв в первобытную дикость и не случайная ошибка, а закономерное развитие западной культуры. Нацистский «орднунг» был неизбежен как ради­кализация глобального капитализма и так называемой ли­беральной демократии. Адольф Гитлер (Шикльгрубер) как фигура определённого склада не мог не появиться в запад­ноевропейской истории, какое бы имя он ни носил.

Преемственность глобального либерального капи­тализма, расизма и нацизма связана как с их общей со­циал-дарвинистской ценностной базой, так и с общно­стью «технически совершенных» методов экономического ограбления и уничтожения населения колоний. Яркими примерами являются концлагеря, впервые опробован­ные в англо-бурской войне, подавление восстаний сипаев, опиумные войны, этнические чистки и геноцид коренно­го американского населения британскими переселенцами, работорговля и т. п.

Либеральные режимы переносят бремя «полицейщи­ны» и жёстких экономических мер на территории коло­ний, чтобы избежать похожих моделей управления у себя дома, то есть в самой метрополии. Но когда глобальный контроль ослабевает, либеральный режим бывает выну­жден либо развязать войну, либо решиться на ужесточение управления на собственной исходной территории (период маккартизма в США, закрытие предприятий, ограничение свободы информации и свободы мнений, судебные иски «за пророссийскую позицию» в 2022–2023 годы в Европе).

Промежуточным вариантом между этими двумя моде­лями (с внешней и внутренней доминантой репрессивных практик) следует считать Германию гитлеровского перио­да, которая, как известно, в значительной мере «опоздала» к разделу мира. В связи с этим экспансия германского на­цизма распространялась на ближнее европейское зарубе­жье, но в то же время под ударом оказались и внутренние этнические и социальные группы (прежде всего евреи и ле­вые организации).

Сегодня в Германии и в целом в Европе неонацизм вновь достаточно распространён, особенно в академиче­ской среде. Распространение началось в 1990-е годы, когда конкурирующая академическая система в лице советской историографии умерла.

Одним из самых распространённых был и остаётся миф о денацификации Германии и покаянии немецкой элиты. Но победа над Германией в 1945 году не означала победы над фашизмом. Бывшие нацисты служили в бундесвере, за­седали в парламенте, занимали высшие государственные посты. Сегодняшняя Германия в союзе с американскими политическими элитами проводит курс на реставрацию нацизма в Восточной Европе и поставляет вооружение нацистскому Киевскому режиму, тем самым поддержи­вая военные действия и террор против русского населе­ния. Поэтому можно утверждать, что немецкий политикум и сегодня объективно является нацистским. С этой точки зрения, соглашения с такого рода «партнёрами» опасны, поскольку приучают общественное мнение к мысли о леги­тимности и допустимости нацизма.

В целях реабилитации расизма, в том числе и наци­онал-расизма (нацизма), нередко делаются попытки вы­вести из общего круга расистских явлений отдельные ре­жимы – например, Бенито Муссолини или Франсиско Франко. ещё одним инструментом реабилитации неред­ко становятся попытки отождествить нацизм и комму­низм и объединить их под вывеской «тоталитаризма» (оба случая будут разобраны в соответствующих главах этой книги).

При всех очевидных минусах большевистской модели социализма эти явления – нацизм и коммунизм – не со­поставимы ни в идеологическом (социальное равенство vs национально-расовое неравенство), ни в социальном отно­шении. Уравнивание коммунизма и нацизма в принципе равнозначно уравниванию РККА и СС, абсурдному по сво­ей сути.

Более того, нацистская идеология вновь приняла на западе открытые формы как раз после низвержения и де-легитимации коммунизма. Нацизм окончательно призна­ли всего лишь реакцией на коммунизм – трагической, но закономерной – такова, в частности, точка зрения не­мецкого историка-неонациста Эрнста Нольте и предста­вителей его школы5. Тезис о вторичности нацизма по­ворачивает на 180 градусов шахматную доску истории, расчерченную после 1945 года, в так называемый ял­тинский период, а потому связанный с ним подход пред­ставляет собой важный идейный форпост либеральной ис­ториографии и социологии.

Но в действительности нацизм рождается отнюдь не как исторический ответ на марксизм и коммунизм, хотя и противостоит им. Он появляется на свет намного рань­ше – как расистская политико-идеологическая форма колониальной модели капитализма. И хотя нацистская реакция на рост популярности социалистических идей оче­видна, социализм и сам был реакцией – реакцией на коло­ниализм (то есть на протонацизм). Нацистско-расистский комплекс идей, имеющий истоки в Реформации и Просве­щении, является исходным и куда более фундаментальным феноменом, чем его исторические соперники – социа­лизм и левая мысль в целом.

Система колониализма за несколько веков до соци­ализма выработала множество форм расистской идео­логии. Наиболее удобной из них в первой половине ХХ века оказался для неё немецкий нацизм, тогда как «несистемная»6 левая мысль, как коммунистическая, так и социалистическая, объективно была направлена именно на борьбу с колониалистским миропорядком, как на гло­бальном уровне (коммунистические Интернационалы до и после циммервальдской конференции), так и на локаль­но-национальном (СССР сталинского периода, режимы Мао Цзэдуна, Фиделя Кастро и др.).

В ХХ веке нацизм справедливо называли «идеологией лавочников» (при институциональном и финансовом влия­нии крупного капитала). В наше время социальную базу нацизма в значительной мере составляет компрадорская часть среднего и квазисреднего класса. Легко заметить, что эти слои одновременно являются и социальной базой либерализма.

Нередко можно услышать о том, что нацистские режи­мы якобы не репрессируют своих приверженцев. Эта точ­ка зрения одновременно и неверна по существу и сама яв­ляется нацистской в своей основе, поскольку предполагает, что объекты репрессий неравноценны и требуют разной степени сочувствия. Кроме того, эта позиция по умолча­нию соглашается с тем, что немцы еврейского происхожде­ния в Германии были якобы неполноценными немцами, чужаками. таким образом, вольно или невольно повторя­ются основы гитлеровской пропаганды, а тезис о «тотали­таризме» лишь стремится замаскировать эту ситуацию.

Стоит сказать отдельно о самой теории тоталитариз­ма. Довольно знаменитая, не научная, но пропагандист­ская, она не используется сегодня серьёзными историками, которые склонны игнорировать её как явление политиче­ской публицистики, неправомерно претендующее на ста­тус научности.

Роль «тоталитаризма» в идеологическом пространстве заключалась в том, чтобы расшатать сформированную в массовом сознании связь понятий «нацизм», «расизм» и «фашизм», расцепить их, а затем вывести из-под кро­ва этих понятий многие явление нацистско-расистского характера. В соответствующей главе мы опишем это подробнее.

Теория тоталитаризма получила разработку в сочине­ниях Карла Поппера («Открытое общество и его враги»), Ханны Арендт («Истоки тоталитаризма»), Фридриха Авгу­ста фон Хайека («Дорога к рабству»), а затем стала общим местом популярной политологии и медиакультуры. Она строится на выделении признаков, характеризующих «по­лицейские» методы управления, исторически присущие большинству режимов, но эти признаки не улавливают их (режимов) историческую, идеологическую и социально-экономическую специфику.

В действительности проблематика так называемого то­талитаризма является внешней по отношению к пробле­мам нацизма, мультирасизма и либерализма и ничего не меняет в критериях оценки их мировоззренческого базиса. Диктаторами были, к примеру, Генрих VIII, наполеон Бо­напарт, Хаджи Мухаммед Сухарто, но мы не характеризуем их как нацистов.

Сущность нацизма заключается не в диктатуре как та­ковой, а в оправдании глобального неравенства перма­нентными свойствами наций, стран и культур. Это важ­нейший содержательный признак. Исторически он выражается в насыщении нацистской и расистской идео­логий мифами превосходства7 и второсортности Друго­го (в данном случае зависимого коллективного субъекта), апеллирующими к вымышленной расовой нечистоте, либо культурной неполноценности8. Ярким примером такой ми­фологии служат принятые в третьем рейхе нюрнбергские расовые законы, сыгравшие роль теоретической базы Холокоста9. Практический результат всех теорий, основан­ных на мифах «превосходства / неполноценности», – это антихристианская идея градации человечества и процвета­ния «полноценных» за счёт «неполноценных».

Ещё один существенный признак расизма и нацизма – это технократическая дегуманизация – взгляд на челове­ка как на разумную и говорящую машину, а на общество и культуру – как на явления техногенного характера. Яр­ким примером здесь могут служить нацистская евгеника, боевые наркотические вещества, применявшиеся в вер­махте (первитин), плановые и технически совершенные методы уничтожения человеческих «излишков» (кремато­рии и газовые камеры), продуманные до мелочей произ­водственные технологии, применяемые в гитлеровских концлагерях, и использование рабского труда населения оккупированных восточных территорий («о́стов»).

Старшие представители Франкфуртской школы, Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер, рассматривали нацизм как по­бочный результат двух глубинных исторических процессов: доминирования стандартов рациональности, навязанных эпохой Просвещения, и «аффективной» реакцией на это навязывание в виде нацистской архаики10. технократиче­ская дегуманизация в постгитлеровскую эпоху выглядит несколько иначе, но её основные принципы не меняются. Гласно или негласно ставится задача «улучшения челове­ческой породы», превращение человека разумного (homo sapiens) в так называемого high-hume по аналогии с high-tech, поэтому на смену нацистской евгенике в новом тыся­челетии идут технологии трансгуманизма. В связи со своим техногенным характером авторитарная сущность глобаль­ного капитализма гораздо глубже и радикальнее идеологи­ческого авторитаризма коммунистического типа.

Принято говорить о нацизме как о «срыве в архаику», и это верно, если ставить вопрос в нравственной плоскости. Но во всех остальных отношениях нацизм представляет со­бой радикальный вариант модернистских идеологий с их технократизмом, социал-дарвинизмом и перекладывани­ем «платы за прогресс» с собственных социальных классов на соседние народы11. Иными словами, нацистский прин­цип выживания сильнейшего присущ всей системе коло­ниального капитализма, при которой метрополии соби­рают средства на своё развитие в виде дани с окраинных «варварских» народов, порывая ради этого с традиционны­ми ценностями. Социализм же ставил целью распределить эту плату на все социальные группы в рамках отдельно взя­того общества, что в итоге ведёт к той или иной степени эгалитаризации.

Нацизм представляет собой не случайную историче­скую ошибку или социальный системный сбой. Нацизм – это естественный продукт западного модерна.

Как и любой вид расизма, он основан на вертикальной сепарации – отделении «высших» от «низших». В преде­ле этот принцип предполагает угнетение или физическое уничтожение «неполноценных» групп, как националь­ных – например, сипаев, евреев, русских, цыган, – так и социальных.

То же самое можно сказать и о вненациональных фор­мах расизма, включая современные. Например, ювенальная юстиция занимается сегодня репрессиями против якобы социально «ущербных» групп, избавляя общество от тесного контакта с «неполноценными особями» (в том числе неполноценными в плане идеологии) и поддержи­вая тем самым современную версию социальной селекции. Вполне очевидно, что этот социальный заказ сформирован в рамках идеологии либерального социал-расизма.

Это яркий и далеко не единственный пример новых форм расизма ХХI века. Отдельного разговора достойна, например, тема «социального рейтинга».

Различия между нацизмом ХХ и ХХI веков являют­ся отдельной, достаточно масштабной и крайне насущ­ной проблемой, которая наверняка найдёт своих исследо­вателей в самое ближайшее время. Наша задача – лишь обозначить подступы к ней. Но, указывая как на отличия, так и на общие фундаментальные черты «двух нацизмов», важно отметить единство их истоков.

Необходимо честно признать, что нацизм и расизм имеют вполне определённое культурно-религиозное изме­рение. Общность разновременных форм и манифестаций расистско-нацистской идеологии связана с наличием у них протестантских религиозно-культурных оснований (так называемой «протестантской этики», согласно М. Веберу) и вытекающей из этих оснований социально-экономиче­ской и политической модели западного мира.

Иначе говоря, в современном западном обществе и его культуре по-прежнему отчётливо прослеживается влияние протестантской этики и протестантского типа рациональ­ности. Например, характерное для данной этики восприя­тие социального «успеха» восходит к августинианско-кальвинистской доктрине двойного предопределения, делящей людей на «избранных ко спасению» и «неизбранных ко спа­сению», как если бы Господь умер не за всех, но, отделяя зёрна от плевел, создавал расу «лучших людей» ещё при их жизни.

Этот взгляд, хотя и в секуляризированной форме, на­ходит полное воплощение в неолиберальной идеологии с её принципом тотальной конкуренции и гиперрацио­нального подхода к социальным коммуникациям и произ­водственным процессам.

«Мягким» современным аналогом немецкого конц­лагерного рационализма является подчинение всех сфер жизни законам рыночного фундаментализма, интересам транснациональных финансовых игроков и методам циф­ровой алгоритмизации (отсюда известный термин «циф­ровой фашизм»). А на «улучшение человеческой породы» сегодня направлены технологии трансгуманизма, инсти­туты цифрового феодализма и стремление развивать ис­кусственный интеллект за счёт нейроресурсов самого человека.

Но протестантский сверхрациональный тип миро­воззрения имеет свою иррациональную (квазирелигиоз­ную) изнанку. Частью этой изнанки является, например, религиозно-фаталистическое восприятие прогресса, имею­щего цель и критерии в себе самом. Этот взгляд на движе­ние общества во времени формирует специфическую, по­зитивистскую модель историзма и эсхатологии.

В рамках этой модели развитие общества направляет­ся по пути техногенной трансформации и абсурдного про­тивопоставления ценностей цивилизации ценностям нрав­ственности и культуры, что ведёт к рождению в недрах протестантской культуры техногенных культов, не имею­щих ничего общего с христианством.

Данный вопрос в ХХ веке неоднократно затрагивал фи­лософ Мартин Хайдеггер, рассматривая технику не столь­ко как «машину», сколько то, что затрагивает самого чело­века. Согласно Хайдеггеру, сущность техники, к которой мы «рабски прикованы», есть «беспредметность состояния-в-наличии», и она «вовсе не есть что-то техническое», напротив – это её раскрытие происходит «в человеке» и «через него»12, а в итоге человек теряет наличие в мире самого себя. техника становится «судьбой» человека, но одновременно и человек становится её судьбой. Иными словами, это символ особой новой религии, религии не­бытия, возвращающей нам ужас перед ничто, снятый было христианской перспективой жизни вечной.

Таким образом, идеи градации человеческого мате­риала и социального естественного отбора поддержи­ваются духом протестантского фундаментализма – не­зависимо от того, выступает ли этот фундаментализм в формате исторической религиозности или в секулярном формате и имеет ли он внешние примеси в виде техногенной квазирелигиозности. При этом принцип то­тальной конкуренции и выживания сильнейшего (ницше­анское «падающего подтолкни») вполне оптимален для этой протестантско-просвещенческой, модернистской культуры. Нацизм и расизм представляют собой радика­лизацию этого мировоззрения, дополненного техноязычеством и порождающего либерально-капиталистическую модель общества.

Означает ли всё это, что люди с протестантским ве­роисповеданием и (или) мировоззрением непременно склонны к нацизму и расизму? Разумеется, нет. Это утвер­ждение было бы таким же абсурдным, как, например, утверждение о том, что любой католик в душе инквизитор. Более того, наиболее мощный контрсистемный фактор западного мира – марксизм и близкие ему левые движе­ния, отрицающие капиталистическое общество, – также сформировался в рамках именно протестантской культур­ной парадигмы.

На индивидуальном уровне парадигмальные основа­ния культуры влияют на когнитивный стиль, но не на ко­нечные убеждения человека. Но когда речь идёт о коллек­тивном сознании, и особенно о сознании господствующих элит, эта зависимость, к сожалению, является куда более прямой и однозначной – культурные константы имеют определяющее значение.

2023 год