Сегодня разговор о нацизме приходится начинать вновь.
В последние годы нацизм показывает свои новые стороны, а мы наблюдаем его метаморфозы в реальном времени. Поэтому такой разговор неизбежен.
Нацистская идеология и её последствия – трагедия для огромного числа людей. Но историку и социальному исследователю кроме ужасов «коричневой чумы» достаётся и бесценный материал, который можно поместить под микроскоп научного метода. В конечном счёте такие исследования должны помочь нам разобраться в феномене нацизма как идеологической эпидемии нашего времени.
Если в 1970-е годы считалось, что нацизм ушёл в прошлое, а либерализм и коммунизм конкурентно развиваются, то сегодня ситуация ровно противоположная. Вполне очевидно, что само явление не было ликвидировано в 1945 году при капитуляции нацистской Германии. Оно не исчезло в результате нюрнбергского процесса. И уж тем более несерьёзны ссылки на постановочную немецкую «денацификацию», ставшую одним из расхожих европейских мифов, внедрённых в сознание обывателя. Нацизм существует как непрерывное явление.
Между тем в настоящее время, когда осталось очень мало живых свидетелей войны 1941–45 годов, тема нацизма становится всё более и более мифологизированной. И это результат не только самопроизвольных аберраций коллективного сознания, но и целенаправленной дезориентации масс. Достаточно привести в пример негласную пиар-кампанию под слоганом «немцы не хотели воевать» в российском публичном пространстве (например, выступление «Коли с Уренгоя» в Бундестаге в 2017 году) или ползучую германизацию в Калининграде.
Борьба с нацизмом военными средствами парадоксально сочетается с комфортным положением людей, поддерживающих нацизм, в самой России, не говоря уже о поддержке глобализма и неолиберализма, являющихся сегодня инструментами и концептуальным прикрытием нацизма. Пока существует эта постмодернистская двойственность, задачи денацификации не могут быть решены.
Важным условием успеха в противостоянии нацизму на информационном и концептуальном уровне является глубокая теоретическая проработка темы.
Вполне очевидно, что описание нацизма, его истоков, трансформаций и близких к нему явлений становится сегодня концептуальным ядром любого серьёзного подхода в области политологии и социальной философии. Без надёжной и действенной теории нацизма и родственных ему явлений любое направление в сфере социальных дисциплин уже не может считаться полным и обладать достаточной применимостью.
У нашей страны имеется уникальный исторический опыт прямого противостояния нацизму. Но необходимо с сожалением отметить, что целостной, до конца выстроенной, системной концепции нацизма и расизма в нашем распоряжении всё ещё нет – ей только предстоит появиться. В перспективе это будет интегральная концепция, учитывающая опыт нескольких поколений, включая и тех, кто противостоит нацизму сегодня.
Неизбежно обновление уже существующих в данной области знаний с учётом ряда событий постсоветской истории и особенностей информационно-цифрового общества, влияющих на распространение идеологий в массовом сознании.
В настоящее время исследование нацистской идеологии и родственных ей форм расизма – это взгляд из двадцать первого века. за несколько последних десятилетий перспектива коллективного восприятия явления изменилась, стала заметно более протяжённой в историческом отношении. В результате какие-то черты нацизма стали видны лучше, другие, наоборот, отходят на второй план, в некоторых вопросах обнаруживаются неточности, отдельные положения устарели.
Привычный подход к проблеме нацизма нуждается в определённой корректировке. Поэтому русскому обществу придётся переосмыслить и переоценить тот массив знаний о нём, который накопился в отечественной науке за весь советский и постсоветский периоды. Приглашением к такому общественному переосмыслению и является эта книга.
2023 год