БиографияКнигиСтатьиВидеоВконтактеTelegramYouTubeEnglish version

История и трансформация понятий

Глава 2 из книги «Незавершён­ный нацизм»

Александр Щипков

Следует со всей тщательностью подходить к выработке определения нацизма. В качестве первого шага, вероятно, стоит принять во внимание определения, существовавшие в советский период. Во-первых, это место из речи И. В. Ста­лина на окончание Великой Отечественной войны, в ко­торой он определил поверженного противника как «гер­манский империализм». Но здесь важно учитывать, что речь шла о недавнем противнике, а не о нацизме в целом как историческом явлении.

Нацизм как историческое явление получил опреде­ление, известное как «формула Георгия Димитрова» (по имени её автора, болгарского коммуниста). В нём утвер­ждалось: «Фашизм – это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинисти­ческих, наиболее империалистических элементов финан­сового капитала... Фашизм – это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм – это власть само­го финансового капитала. Это организация террористи­ческой расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внеш­ней политике – это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов»1.

Главное в этом определении – признание того, что фашизм есть продолжение общей идеологии крупного капитала. Само собой разумеется, что либеральная теория «тоталитаризма», с самого начала направленная против левой трактовки явления, эту общность принципиально отрицала.

Важно подчеркнуть, что социал-дарвинистская мораль, лежащая в основе и либерализма, и нацизма, в последнем выражена более открыто и более определённо, она лишена либерально-демократических и философских украшений.

Иначе говоря, нацизм и расизм – это опричнина ли­берального режима, позволяющая быстро купировать опасные для либеральной системы процессы, своего рода пистолет, который либеральный капитализм носит в кар­мане и регулярно вынимает, чтобы поддержать мировой «орднунг» в моменты кризисов.

В остальное время этот миропорядок охраняется не столько «жёсткой», сколько «мягкой силой» – благодушны­ми доктринами фундаментальных прав и свобод, которые в реальности имеют крайне избирательное применение. Например, так называемая свобода предпринимательства при необходимости нарушается санкциями в отношении конкурентов и взрывами на их газопроводах. Из-за попы­ток освободиться от долларовой зависимости и начать сво­бодную эмиссию национальной валюты могут убить главу государства, как это произошло с ливийским лидером Муаммаром Каддафи. В самих метрополиях режим управляе­мой демократии периодически действует на правах «вит­рины», но сворачивается по щелчку ради фальсификации выборов, поставок оружия, политической цензуры, огра­ничения сырьевого траффика и других целей.

Таким образом, можно в полной мере согласить­ся с тем, что нацизм и расизм – это радикальная воен­но-террористическая форма власти крупного капитала (транснационального, англо-американского, немецкого или иного западноевропейского).

В принципе нацистско-расистская практика и привя­занная к ней либеральная риторика – главная особен­ность западноевропейской культурной формы несколь­ких последних веков (эпохи модерна). Во второй половине ХХ – начале ХХI века эта культурная форма выработала ряд новых манифестаций. Согласно ним, статус жертв ко­лонизации от прежних «нехристианских», «отсталых» и «биологически неполноценных народов» перешёл к «вра­гам мировой демократии», «закрытым обществам», «то­талитарным государствам» и нациям, якобы отсталым в гражданско-политическом смысле. Но стандартом про­грессивного развития в либеральном понимании как была, так и остаётся вытекающая из протестантской этики модель рыночного общества: рыночный принцип, будучи са­кральным (квазирелигиозным), сам по себе, разумеется, никакому Прогрессу не подвластен.

Необходимо сказать несколько слов о происхождении, истории и трансформациях ряда ключевых понятий, свя­занных с нацистско-расистской темой.

До сих пор вызывает много споров, и отнюдь не только в среде политологов, употребление в речевой практике си­нонимов «нацизм» / «фашизм».

Сразу оставим за скобками узкое понимание фашизма как идеологии режима Бенито Муссолини в Италии и ана­логичных ему (Франсиско Франко, Антониу ди Салазара и др.). В узком понимании это культ государства-корпора­ции, которое утверждает право на неограниченное наси­лие, но нас интересует вся история понятия.

Небольшое эссе Бенито Муссолини «Доктрина фашиз­ма» («La dottrina del fascismo») впервые было опубликовано в 1932 году в 14-м томе Итальянской энциклопедии наук, литературы и искусств как предисловие к статье «Fascismo» («Фашизм»). Идеи, взятые из этого эссе, стали идеологи­ческим основанием диктатуры Муссолини. Но после Вто­рой мировой войны понятие «фашизм», помимо идеологии Б. Муссолини и его последователей, стало обозначать так­же и все виды расизма, а потом и любую экстремистскую идеологию.

Следует признать: то, что термин «фашизм» получил более широкое употребление, которое закрепилось в соци­альных науках как основное, – это свершившийся факт. единственная оговорка в связи с этим могла бы заключать­ся в том, что синонимическая связь понятий «фашизм» – «нацизм» асимметрична: нацизм – это частный случай фашизма. В конечном счёте «фашизм» есть синоним «ра­сизма» (всех его видов) или, говоря точнее, «мультира-сизма», который включает в себя наряду с классическим расизмом XIX века культур-расизм, социал-расизм, циви-лизационный расизм и т. п., в том числе, разумеется, и на­ционал-расизм (он же – нацизм). Эта система терминов, конечно, не безупречна, но другой, сопоставимой с ней си­стемы сегодня не существует.

Нередко можно наблюдать попытки вывести исход­ное, узкое значение «фашизма» как итальянской корпора-тивистской идеологии (проводившейся Бенито Муссоли­ни с 1921 до 1945 года) и ей подобных за пределы данной системы понятий. Это делается, например, на том основа­нии, что идеология Бенито Муссолини «до союза с Гитле­ром не знала расизма и, в частности, антисемитизма».

Но здесь важны два обстоятельства. Во-первых, при­мкнув к гитлеровскому альянсу, лидер италофашизма как раз подчеркнул второстепенный характер отличий двух режимов. Во-вторых, имея колонизаторские цели на афри­канском континенте (Ливия, Эфиопия, Эритрея и Сомали), итальянский фашизм так или иначе использовал легити­мирующее объяснение того, почему позволительно прене­бречь правами африканцев для достижения своих целей. Фашизм в узком понимании (Б. Муссолини, С. Салазар, Ф. Франко и др.), как уже было сказано, – это культ госу­дарства-корпорации, которое утверждает право на неогра­ниченное насилие, осуществляет террор, но вместе с ним использует и миф превосходства, идею высших и низших рас, культур, цивилизаций.

Миф превосходства, в каких бы формах он ни высту­пал – это общий закон всего спектра расистских идеоло­гий. В данной парадигме формируется любая националь­ная версия фашизма, и она при всей своей специфике не в силах отменить общую закономерность. Другое дело, что притязания фашистской Италии не были и не могли в обо­зримом будущем сделаться в полном смысле глобальными (и принять глобалистские формы), но это уже вопрос эта­пов развития отдельно взятой национальной формы ра­сизма. Развитие этой формы может как ускоряться в ре­зультате успешных завоеваний или союза с более сильным режимом, как было на первом этапе у Муссолини, так и за­медляться и даже прекращаться под влиянием, например, военных поражений.

Между тем попытки вывести отдельные режимы из об­щей парадигмы и оформить это с помощью специальной терминологии чаще всего имеют целью постепенную реа­билитацию расизма как явления.

Нередко наблюдается и другая негативная тенден­ция – размывание понятия. На фоне концептуальных споров и попыток подмены одних понятий другими, не вполне или вовсе не эквивалентными (например, «фашиз­ма» – «тоталитаризмом»), фашизм теряет чёткие смысло­вые очертания и становится синонимом абсолютного зла, всего самого плохого. Неудивительно, что до сих пор са­мый верный способ откреститься от обвинений в фашиз­ме – это назвать фашистом кого-то другого, обычно того, кто назвал тебя. таким образом, одновременно с размыва­нием происходит банализация понятия и связанной с ним проблематики.

Наряду с размыванием и банализацией также имеет место и целенаправленное искажение, смысловая переори­ентация понятия. Автору этой книги приходилось сталки­ваться с публицистами, которые утверждали, что «первый постулат фашизма – это национальная гордость». Но при таком сомнительном «критерии» фашизмом пришлось бы признать любовь и к «старой доброй Англии», и к «милой Франции» и к «святой Руси»... На самом деле речь должна идти не о национальной гордости (это здоровое чувство), но о комплексе национального (расового, культурного, цивилизационного) превосходства, о позиции нации-госпо­дина и цивилизатора других наций.

Интересно складывается судьба близкого понятия – «расизм» – у Ханны Арендт. Вначале Арендт признаёт главное: «Расизм отрицает равенство людей, ранее выте­кавшее из иудео-христианского осознания человека как ”образа и подобия Бога” [Бытие 1:26]»2 – но затем прово­дит удивительную типологизацию. Расизм у Арендт делит­ся на два типа: расизм превосходства и расизм зависти. Ра­сизм превосходства идеологически оправдывался заботой о «низшей расе» (тем самым «бременем белого челове­ка»). А вот расизм зависти объединяет народы централь­ной и Восточной европы, в частности Россию и Германию, и опирается не на конкретный опыт, как расизм превос­ходства, а лишь на некие теории превосходства.

Под конкретным опытом – если иметь в виду Рос­сию, – вероятно, следует понимать отсутствие вековой практики колонизации. Удивительным образом отсутствие фактических доказательств восточно-европейского расиз­ма игнорируется, а стремление к деколонизации объяв­ляется попросту «другим» типом расизма. едва ли этот мыс­ленный трюк настолько сложен, что нуждается в каких-то специальных комментариях.

Что касается непосредственно России, тут Арендт по­просту объявляет расизмом идею объединения славян – довольно спорную, но, как показывает история, не имев­шую ничего общего с угнетением и колонизацией. Понимая это и желая как-то объяснить явную нерентабельность «вто­рого типа расизма», она пишет: «Расизм зависти сулил не материальную выгоду плантатора от его чёрных рабов или метрополии от её колонии, но моральную выгоду полного превосходства, всепонимания и прикосновенности ко всем делам человеческим»3.

По мнению Ханны Арендт, некий «славянский» ра­сизм имел целью не материальные, а «моральные вы­годы». Согласно этой логике, ущерб субъектов такой ко­лонизации тоже должен быть моральным – ущербом от «всепонимания и прикосновенности». Читая Арендт, не­вольно приходишь к выводам, которые сильно расходятся с авторскими.

Конечно, следует сказать несколько слов и об авторской методологии. Примечательно, что Ханна Арендт приво­дит в качестве аргументов не экономические, а психологи­ческие понятия, пытаясь сделать их частью политических. Она описывает национальные задачи и интересы в терми­нах психологических установок. Но странное, абсолютно произвольное деление наций на «высокомерные» и «завист­ливые» вызывает много вопросов и, в сущности, само по себе является расистским.

В целом существует богатая практика приписывания нацизму далёких, не относящихся к нему или относящих­ся не только к нему, неспецифических признаков. Напри­мер: «отсутствие демократии» или, наоборот, неоправдан­ное якобы «единение народа с государством».

Строго говоря, если единения народа с государством нет (это всегда вина государства), то нет и демократии. Но дело заключается не в наличии демократии или её не­хватке, а в существовании стигматизированной группы, группы-жертвы внутри или вне государства, на которую об­щие блага не распространяются, будь то демократия (ре­альная, а не либеральная, то есть демократия большинства) или какие-то другие социальные возможности и выгоды.

Но если демократия соотносится с нацизмом и расизмом, так сказать, факультативно, то «традиционализм», также упо­минаемый иногда в качестве атрибута нацизма и расизма, в реальности является их прямой противоположностью. Тем не менее «культ традиции» в качестве признака указан Умберто Эко в «списке типических характеристик Вечного Фашизма (ур-фашизма)» в знаменитом эссе «Вечный фашизм»4.

Якобы имеющее место ретроградство и стремление на­цизма «отменить прогресс», «неприятие модернизма» – миф, опровергаемый технологической оснащённостью Тре­тьего рейха, рационализацией производства с помощью заключённых концлагерей и идеей «улучшения человече­ской природы» на основе евгеники (последняя предвос­хитила современный трансгуманизм). Напротив, наряду с «кровью» нацизм обожествляет «Прогресс», понимаемый не только как технические достижения, но и как расчело­вечивание, трансформация человеческого существа. Умберто Эко в «Вечном фашизме» соединяет несоединимое: «Как итальянские фашисты, так и немецкие нацисты вро­де бы обожали технику, в то время как традиционалист­ские мыслители обычно технику клеймили, видя в ней от­рицание традиционных духовных ценностей. Но, по сути дела, нацизм наслаждался лишь внешним аспектом своей индустриализации. В глубине его идеологии главенство­вала теория Blut und Boden – ”Крови и почвы”. Отрица­ние современного мира проводилось под соусом отрицания капиталистической современности. Это, по существу, отри­цание духа 1789 года (а также, разумеется, 1776-го) – духа Просвещения»5.

Традиция, напротив, представляет собой серьёзный противовес «голосу крови», с одной стороны, технокра­тии – с другой и глобализму (т. е. гегемонии одной культу­ры) – с третьей. Конечно, при условии, что это системный традиционализм, для которого все традиции равноцен­ны, нет «хороших» и «плохих». традиция уравнивает лю­дей, в ней нет логики исключения, которой живут культур- и национал-расизм. традиция остаётся «при своём» и не склонна подчинять кого-то на стороне, предаваясь экспансионизму.

Нередко в качестве особого признака нацизма и расизма называют «тотальность», но это понятие само по себе тре­бует уточнения. Во всяком случае, «тотальность» нацизма не специфична. тотально всё: религия, социализм, либера­лизм, глобализм. И если уж говорить о тотальности, то стоит иметь в виду в первую очередь глобалистские идеологемы.

Публицист Максим Кантор среди черт фашизма назы­вает «имперство». В статье «Скифы в банке» он утвержда­ет: «те, кто считает себя ”левыми”... исповедует имперскую доктрину... Невозможно одновременно бороться против фа­шизма и за империю»6. По мнению Кантора, «фашизм – это и есть имперская национальная идея». Это тоже доволь­но странное утверждение: по логике автора получается, что Советский Союз не мог сопротивляться нацисткой гер­манской империи, поскольку и сам был империей.

В действительности фашизм – это, прежде всего, расо­вая теория или другая доктрина исключительности. Великая Отечественная была с обеих сторон имперской войной, но только с одной, немецкой стороны она была расовой и этни­ческой. Сталин защищал свою империю, но советские люди также защищали свои семьи и русскую землю. А вот планов и намерений проводить геноцид «неполноценных арийцев» ни у советских солдат, ни у Сталина точно не было.

Антифашизм французского Сопротивления также не по­мешал Франции оставаться колониальной державой вплоть до середины 1950-х годов, удерживая за собой Индокитай.

Сегодня Украина, подобно Германии 1940-х, де­монстрирует наряду с нацизмом классические имперские комплексы. Вспомним, каковы истоки и логика конфлик­та. СССР, не имея национальных притязаний, в своё вре­мя «отпустил» все советские республики, включая Украи­ну. Украина же сегодня не отпускает этнических русских. Русские, живущие в Новороссии, не хотят русифицировать украинцев, но украинцы, напротив, стремятся украинизи­ровать русских. Исходя из этого сопоставления, вполне по­нятно, что именно с украинской стороны имперская поли­тика сочетается с радикальным национал-расизмом.

Приведём пример: военнослужащие ВСУ пытаются объ­яснить, зачем они пришли на Восток убивать людей: «На Луганщине у нас случился настоящий переворот. Мы увидели, что девяносто девять и девять десятых местного населения за присоединение к России. И задали вопрос: а что или кого мы приехали сюда защищать? Нашли единственное объясне­ние: просто мы должны отстаивать целостность Украины... Все эти месяцы мы воспринимали их как своих соотечествен­ников, хотя они отличаются от нас капитально. У нас каж­дый старается построить хороший дом, чтобы лучше, чем у соседа, а у них можно ”Вия” без декораций снимать. Они там умирают, а их даже никто не хоронит... Батя сказал – едь, сына, поясни, як у нас на заходi живуть и як жить треба... там общаться на украинском было для меня делом принципа. Мы принесли на Восток росток Запада». – «А на Запад вы прине­сли росток Востока?» – спрашивает корреспондент. «Неа... там люди живут бестолково и одним днём»7.

Комментарии здесь излишни. На самом деле требо­вание русских к государству Украина представляет собой классическую ситуацию библейского Исхода: «Отпусти мой народ». Но герой цитируемой выше статьи упорно не желает её замечать. Так обнаруживают себя глубинные ра­систские истоки нацизма, возрождённого в ХХI веке в Вос­точной Европе.

Поскольку либеральные концепции нацизма и расизма направлены на банализацию и поэтапную реабилитацию связанных с ними понятий, они уделяют избыточное вни­мание стилистике, внешним эффектам, некой имперской помпезности, которые лишь связаны с нацизмом и расиз­мом, но не стремятся учитывать подлинную сущность этих явлений.

Например, при описании гитлеровского режима счи­тается важным упомянуть об Олимпиаде 1936 года и из­вестном фильме Лени Рифеншталь («Олимпия»), хотя они представляют собой лишь элемент имперского пиара, су­ществующего при любых режимах.

Олимпиада не добавила и не убавила нацизма в Гер­мании. зато огромное значение для работы нацистской пропаганды имели знаменитый план «Ост» и план колони­зации славянского населения, брошюра «Унтерменш», фор­мат решения «восточного вопроса», нюрнбергские законы и евгеника. Но как раз всё это для либеральных «критиков» нацизма не представляет особого интереса. Во-первых, по­тому что указывает на специфику явления, в то время как задача либеральной пропаганды – максимально размыть его границы и характерные признаки с помощью «антито­талитарной» риторики. Во-вторых, потому что либераль­ные идеологи отлично понимают, что нацизм является ло­гическим итогом их собственного мировоззрения.

Важнейший признак нацизма (фашизма, расиз­ма) – неравенство, созданное рыночной демократией.

Действительно, так называемый свободный рынок – это инструмент поддержания неравенства, то есть войны всех против всех, при которой остаётся лишь поддерживать ли­дера и тем самым утверждать право сильного. Поэтому у либерализма и нацизма присутствует важнейший общий принцип – тотальная конкуренция. Перенос этого прин­ципа из экономической, рыночной плоскости в культур­ную, этническую, социальную и обратно в экономическую по существу ничего не меняет.

Именно поэтому либеральный истеблишмент стремит­ся привести к единому рыночному знаменателю такие об­щественные институты, как религия, семья, отношения по­лов (отсюда принудительная секуляризация, ювенальные технологии и узаконивание однополых браков). то, что предполагается разрушить в сфере культуры и традиции, удобнее всего сперва подчинить воле экономических игро­ков – и процесс распада начнётся сам собой, требуя вре­менами лишь лёгких корректирующих жестов.

Уже упомянутая Ханна Арендт признаёт, что «расизм является главным идеологическим оружием империализ­ма», и это вполне справедливо, если под империализмом понимать либеральный капитализм на этапе экономиче­ской и политической сверхмонополизации. Иными сло­вами, спорить напрямую с тем, что расизм есть неизбеж­ный атрибут либерального капитализма, Ханна Арендт не решается8.

Не обходя вниманием имперскую эстетику, либераль­ные критики также склонны говорить о «культе силы», «подчинении личности коллективу, скреплённому ”идеей”».

Все эти явления, как бы ни относиться к ним, характерны для режимов любого типа и имеют к нацистско-расистскому идейному кластеру точно такое же отношение, как и ко всем прочим.

Подчинение личности коллективу или части коллек­тива в целом неизбежно. В случае с нацизмом дело заклю­чается не в подчинении или «идее подчинения», но в раз­делении и кастовости, однако если без ограничения прав личности государство и общество невозможны, то без се­грегации и градации возможны вполне. Собственно, на­цизм и расизм и являются искусственной градацией лю­дей – вплоть до отрицания существования той или иной этнической, культурной или социальной группы, как это случилось с русскими в начале ХХI века в связи с отрицани­ем западными элитами русского мира.

2023 год