БиографияКнигиСтатьиВидеоВконтактеTelegramYouTube

Церковное двоеверие

Из цикла ремарок "Мир после спецоперации. Размышляем"

Жанр гражданских протестов в наше утилитарное время подвержен оптимизации и монетизации и подчиняется логике эффективного менеджмента.

Лидеры и среднее звено оппозиции – это профессиональная группа, работающая с такими социальными стратами как радикальная часть среднего класса, студенчество. В рамках этой деятельности конфликты с органами правопорядка – не внезапно возникший конфликт, а рутинные рабочие технологии, возможные аресты – профессиональные риски. Случаи неудавшихся госпереворотов (ex. Москва 2012, Минск 2020 и проч.) некорректно переводить в нравственную и религиозную плоскость. Правозащитный дискурс в силу профессионализации "протестных" технологий не может служить набором нравственных критериев, хотя этот нарочито "наивный" взгляд на вещи усиленно продвигается либерал-православным священством. Но при переносе религиозных процедур на поле политики православная экклезиология неизбежно трансформируется по протестантской модели.

Разумеется, Церковь может влиять на политику и общество, но она подходит к этим вопросам с собственной повесткой и собственными, евангельскими и святоотеческими критериями, а не принимает в себя секулярный теоретический базис. Коротко говоря, Писание и патристическое наследие отнюдь не становятся при этом неким "Ветхим Заветом" по отношению к "Декларации прав человека". Поскольку секулярные правовые и идеологические доктрины – это отступление от христианского мировоззрения и, как мы знаем, все трагедии ХХ века, мировые войны и революции, подпитывались именно секулярными идеологиями.

Уминский, Говорун, Кураев, Мещеринов, Першин, Сеньчуков и еще три десятка известных действующих и заштатных патриархийных клириков, приняв новую, религиозную политологию, встают в один ряд с вождями секулярной оппозиции. С этого момента секуляристская ложь становится ложью либерального священника. Наряду с православием он теперь исповедует и активно распространяет вокруг себя гражданскую религию узкой социальной группы – компрадорской части среднего класса и змагарских правых ультрас.

Так возникает феномен церковного двоеверия.

Актуально и оперативно: Telegram-канал Александра Щипкова

2022-04-01