Аннотация
Статья рассказывает о феномене консервативного социализма в истории России, его сегодняшних перспективах и отличиях от коммунистического и державно-патриотического направлений.
Ключевые слова
коммунизм, коллективное спасение, консервативный социализм, консерватизм, народники, община, славянофилы, соборность, социал-консерватизм
Консервативный социализм становится все более востребованной идеей в современной политической ситуации.
Уже сегодня социал-консервативные тезисы подвергаются критике со стороны коммунистов ленинско-сталинского типа, которые настаивают на том, что главное в любой идеологии – не ценности, а классовая сущность. Следовательно, уверены они – между либералами и консерваторами всегда возникает классовое родство.
В странах "первого мира" ситуация пока еще в целом действительно соответствует этой марксистской схеме. Но в России, как и в любой стране мировой периферии, она принципиально иная. В отличие, скажем, от США, в России либерализм идет вразрез с национальной традицией. Поэтому один тип консерваторов обслуживает ("консервирует") либерализм, о чем и говорит левая критика. Но у другого, альтернативного направления путь только один – влево. В яркой форме эта идея проявилась, например, в среде донецких ополченцев, в их триаде "русский мир, православие, национализация".
Без знания некоторых исторических фактов этот раскол кажется необъяснимым, а его причины могут быть интерпретированы лишь в духе "вульгарной диалектики" (мол, "крайности сходятся").
В России всегда были социал-консервативные лидеры и партии, и это не только умеренная часть эсеров. Сам принцип консервативного социализма был озвучен, например, устами протоиерея Валентина Свенцицкого. В 1912 году в статье "Христиане и предстоящие выборы" он писал о том, что на выборах в Думу следует голосовать за "кандидатов левых партий" (эсеров), поскольку только они способны "разъяснить народу, где его враги" [2].
Известный – можно сказать, титульный – консерватор Константин Леонтьев помышлял даже о монархическом социализме. В 1880-е он писал: "Иногда я предчувствую, что русский царь станет во главе социалистического движения и организует его так, как Константин способствовал организации христианства ..." [1,С. 94].
Но истоки социал-консерватизма, конечно, следует искать у славянофилов с их пониманием соборности. А. Хомяков с единомышленниками частично вывели это церковное понятие из прежнего контекста и перенесли на общество в целом. Они трактовали соборность как общинный идеал, связывая его с идеалом коллективного спасения, характерным для русского православия. По мере развития русской философии, у понятия "соборность" появлялись синонимы. Н. Трубецкой называл принцип соборности "метафизическим социализмом", С. Франк – "философией Мы". А Георгий Флоровский в "увлечении коммуной" видел "подсознательную жажду соборности". Николай Бердяев сравнивал соборность как всеобщее спасение с "жестоким", по его мнению, учением Фомы Аквинского о том, что своим блаженством праведники в раю обязаны муками грешников в преисподней.
Но это уже этапы развития идеи. Главный её смысл состоял в сближении народной (крестьянской) общины с общиной церковной через идею "коллективного спасения". Основными идеями при самоопределении крестьянского "мipa" служили в первую очередь справедливое владение землёй и взаимопомощь. Конечно, взгляды носителей этого мировоззрения, крестьян могли не вполне соответствовать "правильному" церковному православию. Но путь социального строительства, намеченный К. Аксаковым и А. Хомяковым, как раз и заключался в том, чтобы эти начала постепенно сблизились. Здесь находилась точка роста русского гражданского общества. К сожалению, его формирование столкнулось с искусственным разрушением крестьянской общины, всевластием "хлебной олигархии", а также с революцией, обернувшейся новым закрепощением. Исторические катаклизмы ударили по крестьянской общине раньше, чем она смогла им противостоять. Итогом стало прерывание традиции и переписывание национальной идентичности.
Понятия "соборность", "община", "коллективное спасение" нельзя сужать до границ крестьянского вопроса и церковной проблематики. Они оказывали влияние на всю русскую жизнь – это легко проследить по архивным документам и произведениям русских классиков (Н. Лескова, Ф Достоевского, Л. Толстого, В. Розанова и др.).
Многие социально значимые события в России нередко воспринималось в религиозно-аскетическом смысле. Революционерка Вера Фигнер писала, например, что даже хождение в народ "люди из народа" понимали вполне однозначно: они полагали, что мотивом действий народников является спасение души [3, С. 125]. Многие усматривали религиозный смысл в попытках освободить крестьян. Даже Емельян Пугачёв, призывая крестьян в своё войско, обещал "пожаловать землёй, крестом и бородою", то есть кроме земли вернуть старую веру. Как бы мы ни относились к личности самозванца, он апеллировал именно к принципу коллективного спасения.
Сегодня консервативный социализм востребован. Иногда от либеральных публицистов можно услышать, что ремейк начала 90-х, когда бывшие коммунистические аппаратчики пошли на временный союз с патриотами. Абсолютно неверная аналогия. Коммунисты, либералы и казенные патриоты – это три отряда "партии власти" в широком смысле слова. События 1993-го года, когда эти отряды вдруг столкнулись, были войной за раздел бывшего советского наследства. Консервативные социалисты (социал-консерваторы) не связаны ни со старыми, ни с новыми группами номенклатуры и никогда не участвовали в разделе советского пирога.
Правда, многие коммунисты сегодня называют себя консерваторами, но лишь потому, что хотели бы реанимировать исторически локальный проект советского социального государства. Но этот проект изначально строился на костях крестьянского мира и церковной общины. То есть тех самых начал, на стыке которых в начале XX века должен был строиться консервативно-социалистический, солидаристский проект. Большевистский корпоративный коллективизм стал подменой исторической русской соборности. Целью коммунизма на начальном этапе было построение общества, вырванного из контекста истории и традиции. Вместо справедливых форм общежития навязывался государственный раздаточно-распределительный механизм.
Социал-консерватизм (консервативный социализм) никак не может считаться ремейком коммуно-патриотизма или просто коммунизма. Поэтому его сторонники ведут жесткую полемику с наследниками КПСС. Они стремятся разрушить неоправданную монополию последних на понятие "социальное государство". К этому добавляется принципиальная полемика с неоленинизмом во всех его формах.
По мнению социал-консерваторов, воинствующий атеизм навсегда отрезал большевистский проект от русской традиции. К тому же неясно, какой класс взял власть в 1917 году. Революция делалась руками в основном не пролетариев, а крестьян, которых вооружили с началом Первой мировой войны. Большевики использовали крестьянскую массу, посулив землю, чтобы поднять против государства, а затем "подарили" коллективизацию и колхозы с трудоднями. Фактически крестьянство как класс было уничтожено, и в этом, если следовать логике консервативных социалистов, заключалась одна из задач большевизма. С этой точки зрения большевики – вовсе не революционеры. И консервативные социалисты не одиноки в своей оценке.
Как известно, Карл Маркс в переписке с Плехановым и Верой Засулич ясно высказался в том смысле, что революция в крестьянской на 80% России может быть только крестьянской. Поэтому своими последователями в России он считал народников, а не социал-демократов. Переписку скрыли от посторонних глаз, да и в советское время ее существование не афишировалось.
Пролетариат же в дореволюционной России был крайне малочисленным, его большевикам пришлось искусственно "делать", сгоняя человеческий "материал" из деревни. Последствия этой искусственной люмпенизации общества до сих пор определяют общественную атмосферу в стране. А сам процесс очень напоминает "социальный инжениринг" идеологов глобального общества.
Трагическая метаморфоза 1917-го года стала результатом отнюдь не поступательного общественного движения, а череды исторических срывов – моментов "прерывания традиции".
Все это не отменяет нескольких очевидных достижений советского времени. А именно решения проблемы доступности образования, Победы 1945 года, а также успехов в создании фундаментальной науки и социального государства. От этого наследия нет никаких причин отказываться, независимо от идеологических позиций. Такого рода отказ – сегодня он очень резко проявляется в истории с РАН и системой образования – уже стал причиной курса на социальную деградацию. Страна четверть века проедает созданное до 1991 года и никак не поднимется до уровня промышленного развития 1990-го. Неудивительно, что об СССР сожалеет две трети граждан России. Называть их на этом основании "совками" и считать неполноценной социальной группой недопустимо. Такая практика – одно из проявлений моральной нечистоплотности российского либерального истеблишмента. Необходимо разделять преступления партийной номенклатуры и права бывших советских граждан, трудом которых была создана научно-техническая база СССР. Жизнями простых советских людей была оплачена и победа в войне. Эти люди стали жертвами тех, кому они верили, и имеют право на моральную и материальную компенсацию.
Список литературы
1. Александров А. Памяти К. Н. Леонтьева. Письма Леонтьева К. Н. Анатолию Александрову. – Сергиев Посад, 1915.
2. Свенцицкий, Валентин. Христиане и предстоящие выборы. [Электронный ресурс] – URL: http://www.religare.ru/2_90613.html (дата обращения 12.08.2014)
3. Фигнер В. Запечатленный труд. – М., 1964. Т. 1.
Для цитирования
Щипков А.В. Консервативный социализм в современной России и его истоки // Пробелы в российском законодательстве. – 2014. – № 6. – С. 299–301. – 0,2 п.л.
Рецензия
В представленной на рецензию статье автор рассказывает о феномене консервативного социализма в истории России, его сегодняшних перспективах и отличиях от коммунистического и державно-патриотического направлений. Прежде всего, Щипков А.В. отмечает, что консервативный социализм становится все более востребованной идеей в современной политической ситуации, так как уже сегодня социал-консервативные тезисы подвергаются критике со стороны коммунистов ленинско-сталинского типа. В странах "первого мира" ситуация пока еще в целом действительно соответствует этой марксистской схеме. Истоки социал-консерватизма, конечно, следует искать у славянофилов с их пониманием соборности. А. Хомяков с единомышленниками частично вывели это церковное понятие из прежнего контекста и перенесли на общество в целом. Они трактовали соборность как общинный идеал, связывая его с идеалом коллективного спасения, характерным для русского православия. Но это уже этапы развития идеи.
Главный её смысл, считает Щипков А.В., состоял в сближении народной (крестьянской) общины с общиной церковной через идею "коллективного спасения". Основными идеями при самоопределении крестьянского "мiра" служили, в первую очередь, справедливое владение землей и взаимопомощь. Автор статьи анализирует понятия "соборность", "община", "коллективное спасение" и высказывает мнение о том, что их нельзя сужать до границ крестьянского вопроса и церковной проблематики. Сегодня консервативный социализм востребован. Иногда от либеральных публицистов можно услышать, что это ремейк начала 90-х, когда бывшие коммунистические аппаратчики пошли на временный союз с патриотами. Абсолютно неверная аналогия. Коммунисты, либералы и казенные патриоты – это три отряда "партии власти" в широком смысле слова. События 1993-го года, когда эти отряды вдруг столкнулись, были войной за раздел бывшего советского наследства. Консервативные социалисты (социал-консерваторы) не связаны ни со старыми, ни с новыми группами номенклатуры и никогда не участвовали в разделе советского пирога.
Социал-консерватизм (консервативный социализм) никак не может считаться ремейком коммуно-патриотизма или просто коммунизма. Поэтому его сторонники ведут жесткую полемику с наследниками КПСС. Трагическая метаморфоза 1917-го года стала результатом отнюдь не поступательного общественного движения, а череды исторических срывов – моментов "прерывания традиции". Неудивительно, что об СССР сожалеет две трети граждан России. Называть их на этом основании "совками" и считать неполноценной социальной группой недопустимо.
Представленная Щипковым Александром Владимировичем статья соответствует основным требованиям, предъявляемым к научным статьям, рекомендуемых к публикации в журналах, входящих в перечень рецензируемых журналов ВАК.
Кандидат социологических наук, Ведущий научный консультант Международного Научного Центра "Мир Образования" Лихачева Татьяна Львовна
2014 год