БиографияКнигиСтатьиВидеоВконтактеTelegramYouTube

Трактовка свободы и права

Из цикла ремарок "Мир после спецоперации. Размышляем"

Трактовка политических прав и свобод, которую Церкви предлагают принять и переписать языком библейских понятий и символов, имеет отнюдь не библейское, но языческое, древнеримское происхождение. Связано это и с влиянием на секулярный республиканизм античных правовых кодексов, и с различными целевыми установками христианского и нехристианского сознания.

Языческая трактовка свободы и права – это, в конечном счёте, идея легитимизации упорядоченного, минимизированного, "разумного" насилия и якобы неизбежного социального неравенства. Это своеобразная плата за успехи цивилизации. Цивилизационное понимание свободы предполагает козла отпущения. Комплекс языческих жертвоприношений лишь сублимируется и окультуривается секулярным республиканизмом и его пониманием свободы. Кто-то должен за эту свободу заплатить. Исторически это означает поражение в правах для париев цивилизованного мира: рабов, варваров, колонизированных племён, носителей "тоталитарного сознания" – например, белорусского социального большинства. И эта "римская болезнь" в очередной раз навязывается Церкви.

Но для христианина нет "легитимного" и "нелегитимного" насилия. В библейском понимании свобода есть не улучшение нравов, но полная автономия по отношению к языческому социуму, будь то египетскому, вавилонскому, римскому, трансгендерному. Не "расширение свобод" (как всегда, не для всех), а выход из царства греха. Это принципиальное различие не позволяет христианину возводить внеморальную свободу в ранг важнейшей моральной ценности.

Христианская свобода – это выбор между добром и злом, а не выбор своих интересов в ущерб интересам "политически незрелых" и "пассивных" сограждан, как пытается это представить эрзац-оппозиция. Христианская и римская парадигмы свободы принципиально различны и не сводимы друг к другу.

Церковь просвещает, но не стремится насильно цивилизовать кого-то или подменить проблему добра и зла проблемой какого-нибудь "устойчивого развития". Церковь защищает гонимых за правду Христову, социально угнетённых, но не благополучных и политически ангажированных активистов: этот спор политических субъектов промеж собой не её спор. Церковь не "исправляет" политическую систему, но живёт по собственной нравственной системе. В этом её иммунитет против "римской болезни".

Актуально и оперативно: Telegram-канал Александра Щипкова

2022-03-31