БиографияКнигиСтатьиВидеоВконтактеTelegramYouTubeEnglish version

Щипков 168. «Церковный суверенитет»

Последнее время мы довольно часто говорим о государственном суверенитете. Тема злободневная, тема актуальная особенно для Российской Федерации, но никогда практически не говорим о церковном суверенитете, никогда не говорим о церковной независимости. Вернее, говорим, но в ракурсе отношений именно с государством.

Конечно, любая религиозная организация, в том числе и Русская Православная Церковь, должна быть независимой от государства, от государственных структур. Конечно, предпочтительнее симфонические отношения, но настоящие симфонические отношения – это из разряда утопий. Что касается сегодняшнего дня: пожалуй, на мой взгляд между российским государством и российской Церковью сегодня сложились очень благоприятные отношения. Конечно, они далеки от симфонических, но, может быть, нам и не нужны симфонические отношения. Нам нужны хорошие, добрые договорные отношения. И, действительно, наши отношения, ну, де-юре, они, конечно, не договорные, у нас не конкордатная система взаимоотношения Церкви и государства, но это доброе отношение и действительно наша Церковь заключает какие-то договоры с Министерством образования, с ФСИНом, с Министерством здравоохранения и другими структурами, поскольку есть социальные аспекты, которые мы можем реализовывать вместе с государством.

При этом, есть еще один аспект: мы никогда не говорим и никогда не размышляем о том, возможен ли церковный суверенитет, собственно, в церковном смысле этого слова. Может ли Церковь, оставаясь кафолической, сохранять свой церковный суверенитет, сохранять свою церковную независимость? Сегодня этот вопрос стоит достаточно остро ввиду чрезмерно агрессивной политики Константинопольского Патриархата.

Существует такое понятие "Вселенская Церковь". Что такое Вселенская Церковь? Вселенская Церковь – это таинственное Тело Христово, собранное в истории вокруг епископата. Повторю: Вселенская Церковь – это таинственное Тело Христово, собранное в истории вокруг епископата, вокруг преемников апостолов. Нам сегодня предлагают совершенно иную концепцию: нас пытаются убедить в том, что Вселенская Церковь – это собрание всех Поместных Церквей вокруг греческих Церквей. Более того, нас пытаются убедить в том, что греки которые якобы обладают особым этосом Православия, как сами они любят говорить об этом, что греки обладают особым этосом Православия, имеют право трактовать церковное Предание и не просто трактовать, а определять, что нужно сохранять от церковного Предания, что устарело и от чего нужно отказаться.

Нам говорят, что Константинополь – это Мать всех Церквей, а все остальные Поместные Церкви – это дети, которые должны ее слушаться. И это не просто разговоры: это концепция, причем, политическая концепция, созданная самим Вселенским Патриархатом. И именно от этой концепции, именно от этих представлений нам нужно быть свободными и независимыми. Требуют ли это разрыва – разрыва с традицией, разрыва с Преданием? Безусловно, нет. Абсолютно неизменным должно оставаться Православное вероучение, сформулированное Вселенскими Соборами и в писаниях святых отцов. Совершенно неизменными должны оставаться каноны, выработанные тоже на Вселенских Соборах. Поскольку, несмотря на то что жизнь постоянно меняется, постоянно происходят какие-то изменения вокруг Церкви, – внутри самой Церкви, внутри жизни и поведения священнослужителей и поведения мирян, принципиально ничего нового не происходит на протяжении многих и многих веков. Итак, повторю: когда греки присваивает себе право трактовать Священное Предание – это подлог и обман. В таком случае вы можете спросить меня: кто же является хранителем православного Предания? Хранителем православного Предания является Вселенский епископат. Вселенский епископат во всей полноте истории. Что это значит? – Это значит, что речь идёт не только о ныне живущих и здравствующих епископах, но о всех епископах, которые были нашими предшественниками, поскольку для Бога нет ни мертвых, ни живых. С этой точки зрения греки, ну, никак не могут определять, как нам толковать православную традицию. А притязания Константинополя на первенство в Православном мире абсолютно несостоятельны.

Погрузимся немного в историю. Напомню вам, что никакого Константинополя не существовало. Был город Византий, в котором никто из апостолов не основывал Православную Церковь. Позже, уже в Средневековье, греки изобрели такую очень красивую легенду о том, что в этой местности проповедовал Андрей Первозванный и они, опираясь на эту легенду, стали утверждать, что они тоже своего рода первозванные внутри всеобщей православной экумены. Задолго до Константинополя существовали древние Церкви, такие как Эфесская, основанная апостолом Иоанном Богословом, или Александрийская, основанная апостолом Марком. В Александрии, например, возникла первая богословская школа. Именно эта богословская школа определяла пасхалию и рассылала специальными письмами пасхальный календарь всем остальным Церквам...

2021-02-20 23:00:00