Сегодня я хотел бы поделиться с вами, уважаемые зрители, своими наблюдениями за церковной и околоцерковной жизнью, потому что, довольно много тут событий происходит, несмотря на то, что поздняя осень, уже темно за окном, несмотря на то, что пандемия бушует. Тем не менее: отец Георгий Кочетков дал пространное политическое довольно любопытное интервью; некий съезд православных мирян недавно состоялся в Москве; Московская духовная академия пригласила читать лекции Сергея Чапнина; священники-блогеры провели очень любопытный семинар, на котором обсуждали свои профессиональные всякие особенности. В общем, об этом и о других событиях мы с вами сегодня и побеседуем, ну, о чем успеем. А, если что не успеем, то, ничего страшного, перейдет в нашу следующую программу.
Мы проводили в последний путь протоиерея Димитрия Смирнова, знаменитого священника. Проститься с отцом Димитрием пришли без преувеличения тысячи и тысячи людей. Тысячи людей прошли мимо его гроба. Отец Димитрий был человек чрезвычайно яркий. Я лет тридцать наблюдал издали за его деятельностью. Так случилось, что буквально последний год, если не последние месяцы, мы сблизились с ним и довольно много беседовали и общались уже, увы, последнее время только по телефону. Но об этом я расскажу как-нибудь в следующий раз.
Сейчас я хотел бы сказать, что вот эти похороны отца Димитрия, эта его кончина затмили уход из жизни Владимира Николаевича Осипова, который скончался и как-то ушел от нас очень тихо и очень незаметно. Владимир Николаевич Осипов выдающийся гражданин нашего Отечества. Он родился в 38-м году и в первую перестройку в хрущевскую оттепель в начале 60-х принимал активнейшее участие в сходках возле памятника Маяковскому на знаменитой встрече поэтов, писателей, диссидентов. В то время Владимир Николаевич был, как тогда говорили, демократом, он был сторонником сначала югославского социализма, потом он стал увлекаться анархосиндикализмом, стал писать теоретические работы по анархосиндикализму и, в общем, за этот анархосиндикализм в 61-м году его посадили по антисоветской статье на 7 лет, которые он отсидел от звонка до звонка. Я говорю – Владимир Николаевич, но, вообще, в то время ему было всего 23 года, когда его посадили. Он сидел в мордовских политических лагерях и когда освободился в 68-м году он вернулся на волю совершенно другим человеком. Дело в том, что он познакомился с православными людьми в лагере и его мировоззрение поменялось кардинальным образом. Он вернулся православным патриотом. Вернулся, и будучи человеком очень деятельным, начал издавать самиздатский журнал под названием "Вече". Причем, он не маскировался, он не прятался как современные Telegram-канальчики, он ставил свое имя в конце каждого номера и свой домашний адрес, то есть, он действовал абсолютно открыто. Я помню какое фантастическое огромное впечатление произвела на меня его статья под названием "Три отношения к Родине". Он писал в этой статье, что есть три отношения к Родине: первое ненависть к Родине, второе – спекуляция Родиной и третье отношение – любовь к Родине. Я не могу удержаться, чтобы не процитировать последний абзац этой невероятно интересной статьи. Это почти гоголевская концовка: "Прекрасная, щедрая, полная любви к своим и чужим, свободная, ни от кого не зависимая. Неподатливая экспериментам пришельцев. Милосердная и могучая. Единая и неделимая. Любимая навсегда. Встанет из пепла неистребимая птица, взлетит над красной равниной сквозь синее небо белой звезде. Священное имя, которое единицы шепчут в тишине, после молитвы взволнует души сотен и тысяч. Сегодня до отчаяния мало. Завтра... Соплеменник, брат, где ты? Где твое сердце?". 1970-й год. В это время Осипов был еще, уже будучи православным патриотом, он оставался еще в душе демократом, он не был монархистом. Само название его журнала "Вече", вот эти пламенные строки: "Птица взлетит над красной равниной, сквозь синее небо к белым звездам". Это же триколор голландский, а впоследствии российский триколор. Это еще демократическая составляющая Владимира Николаевича Осипова. И его сажают за журнал "Вече" второй раз 75-м году и опять на 7 лет. В 82-м году он освобождается, селится в Тарусе, – приезжает к своей второй жене Вале Машковой – Валентине Ефимовне Машковой, которая к тому времени жила уже в Тарусе. Издает новый журнал и начинает издавать, он не продолжает "Вече", он начинает издавать журнал под названием "Земля". Вот тут он становится монархистом, классическим монархистом, таких монархистов я не видел. Это монархист без истерики, без каких-то поворотов, это внутреннее цельное монархическое состояние. Сегодня нынешние наши монархисты принадлежат к довольно необычному направлению монархизма. Я их называю либерал-монархисты...
2021-02-07 23:00:00