![]() ![]() ![]() ![]() До и после политики Право давать имена Александр Щипков
Война на Украине так перепахала общество, что о многом приходится говорить с чистого листа. Например, о толерантности. Это понятие рождалось дважды. В первый раз после религиозных войн между католиками и протестантами. Тогда это был принцип Вестфальской системы "чья власть, того и вера". С национальным государством в роли гаранта. Второй раз толерантность родилась после Второй мировой. Она была призвана помочь Европе изжить травматический опыт нацизма. И подавалась как исторический катарсис. Отсюда лозунги: "Никогда больше", "После Освенцима нельзя писать стихи". Но покаяние в Европе не задалось. Бывшие служители рейха после 1945 года благополучно занимали руководящие должности в бундесвере. Когда в Киеве случился путч, ограничение было окончательно снято. Фашизм вновь оказывается на Западе допустимой идеологией. Символом "коричневого ренессанса" стал демонстративный отказ США и Канады поддержать инициативу ООН о запрете на героизацию нацизма. И произошло это на фоне безнаказанного геноцида русского населения на Юго-Востоке Украины. Что мы имеем в сухом остатке? Миф о толерантности никто не отменял. Но он становится частью нового мифа превосходств". На первый взгляд невероятно. На самом деле ничего особенно хитрого. Чтобы превратить толерантность в её противоположность, достаточно ввести в концепцию принцип фронтира. То есть провести границу, отделяющую людей и нации, на которых толерантность не распространяется. В данном случае это жители Донбасса, которых в Киеве называют "недолюдьми", "генетическим мусором", "монголоидной расой". Здесь важны не действия украинских властей, сколько то, что правящий класс США и Европы поощряет происходящее. Они как бы говорят: "Моя толерантность имеет чёткие границы, и ты находишься по ту сторону. Ты варвар, дикарь. Твои права не значат ничего. Твои интересы, твои страдания, твоя боль, твой язык ничто". Тем самым обнуляется символический капитал, которым обладали держатели толерантного проекта. Теперь мы спрашиваем: "Что случилось с вашей толерантностью?" Молчание в ответ. Каков же вывод? Толерантность и терпимость это что-то неправильное? Конечно, нет. Ведь, согласно Писанию, люди равны перед Богом и поэтому "несть ни эллина ни иудея". Вот только обсуждать проблему терпимости с бывшими партнерами уже не имеет смысла. За неимением собеседника. Они свой ход сделали. Этнические русские стали жертвами геноцида. Теперь наш ход. Нам и определять содержание понятия "толерантность" в ближайшее время по праву жертвы. Вашингтону, Берлину и Парижу придётся с этим считаться. Они наверняка не согласятся, но их согласие и не требуется. Наше дело реализовать своё моральное право. Мы должны вкладывать в понятие "толерантность" те смыслы, которые диктуют нам наша мораль и наша традиция. Почему это необходимо? Дело в том, что право давать имена это форма власти. От того, кто и как называет то или иное явление, зависит, как другие люди будут к нему относиться. Отстаивание своей системы ценностей естественно и необходимо. Не случайно в политологии существуют такие понятия, как "дискурсивная борьба" и "борьба образов". И если мы не хотим вновь оказаться жертвами избирательной толерантности, надо утверждать свои стандарты. Они помогут спасти тысячи русских жизней. Это не борьба с "толерантностью", а обозначение приоритета в толковании понятия. Преимущество имеет тот, кто является носителем дефиниций. Наше право на эту роль после бомбёжек русских в Донбассе является приоритетным. Это право истца в отношении ответчика. В частности поэтому нет смысла дублировать русский концепт "терпимости" английским аналогом "толерантностью". Терпимость для нас основное понятие, толерантность вспомогательное, то есть просто английский перевод. Это даёт нам приоритет как носителям соответствующего дискурса. Западный вариант этого дискурса деградировал, "толерантность" стала по сути декларативным понятием. Толерантность дозволила реабилитировать нацизм. Отсюда потребность в пересмотре проблемы, в "переоценке ценностей". Опыт ХХ-ХХI веков показал: утилитарная модель толерантности Джона Стюарта Милля (упорно навязываемая сейчас в России) не оправдала себя. Помимо "принципа невмешательства" необходимо моральное основание, нравственный консенсус. В русской традиции терпимость строилась и будет строиться на основе этики, а не механического "баланса прав". Русские утверждают, что терпимость производна от нравственности, а не наоборот.
|