БиографияКнигиСтатьиВидеоВконтактеTelegramYouTubeEnglish version

Первая мировая и СВО: Экзамен на верность

Программа «Стратегия национальной безопасности» с Анной Шафран, Радио «Звезда», 1 августа 2024

Радио «Звезда»

В анамнезе любой победы России – родинолюбие, опирающееся на веру и верность. 28 июля 1914 года началась Первая мировая война, в которую Российская империя вступила 15-ти миллионной армией в коалиции с Англией и Францией. Наиболее политизированная часть российского общества войну приняла на антивластных, антимилитаристских позициях. Но в кратчайшее время общественное мнение изменилось на противоположное: император Николай II получил поддержку всех слоёв населения, страну охватил небывалый патриотический подъём. Одним из ярких адептов в самом начале этого движения был видный общественный и политический деятель того времени, лидер партии кадетов Павел Милюков. Он ратовал за победу России любой ценой, но в силу ряда обстоятельств, в первую очередь семейных, Милюков разразился в IV Думе (созыва 1912 г.) гневной отповедью генерального штаба и государя-императора. «Нетвойнистская» речь Милюкова разлетелась по всей империи и странам Европы. Затем были массовые волнения в Москве и Петрограде (из-за патриотических настроений масс город утратил своё германоязычное название и был переименован), на фронтах началось массовое дезертирство, активно поддерживаемое либерал-западниками внутри страны. Властные элиты активно разъедал вирус предательства. Вера в победу и в царя-помазанника Божия была вдруг утрачена по всей стране. Вскоре Российская империя исчезла с политической карты мира, а на её земли ступили войска вчерашних союзников по Антанте.

Неудачи Российской империи на фронте стали отражением внутриполитической жизни страны и настроений её элит, а резкий переход от патриотизма к предательству – особый феномен. И здесь параллельно идёт второй ключевой вопрос: онтология патриотизма элит – в том или ином историческом контексте – органическая или конъюнктурная? И что можно считать истинным патриотизмом? Ответ здесь, как ни парадоксально, заключён в христианской среде, которая в европейских странах исторически является базисной для всех без исключения гуманитарных знаний (к которым также относится политология). Религиозное чувство, направляемое западным богословием, вело оккупантов Антанты, а затем и гитлеровцев вглубь России. «Gott mit uns» (с нами Бог) – германский девиз, выбитый на бляхах ремней солдат Вермахта и окончание молитвы католических капелланов, напутствовавших гитлеровцев перед очередной резней. Католическое богословие, особенно в его протестантском изводе – это всегда политика, доведённая до изощрённого садизма в деле истребления врагов, в частности «восточных нелюдей». Ничего подобного в российской православной традиции нет, а дух и смысл богословия сводится к любви: к ближнему, к Родине, к Господу. Венцом всему служит вера, она же корень верности – до самого конца. В этом суть российского патриотизма, который на деле на передовой демонстрируют войны СВО. Элиты России имитируют это же чувство или пребывают в нем органически? «Милюковщина» – как двуликий Янус – сегодня будоражит умы диванных/кабинетных воинов. Принципиальные изменения появятся с приходом на управляющие посты во всех сферах жизни страны ветеранов Спецоперации. Новая элита, как было во время Великой Отечественной войны, куётся на передовой с верой в Бога.

Вековой экскурс в патриотизм и его основы на Западе и в России – в новом выпуске авторской программы Анны Шафран «Стратегия национальной безопасности».

Гость – Александр Щипков, политический философ, ректор Российского православного университета.

2024-08-01 23:00:00