БиографияКнигиСтатьиВидеоВконтактеTelegramYouTubeEnglish version

Новый переходный период и его перспективы

Глава 10 из книги «Незавершён­ный нацизм»

Александр Щипков

Новый переходный период, в который мир вступил несколько лет назад, связан прежде всего с агонией нео­либерального капитализма, чаще всего обозначаемой как «мировой кризис» (world crisis). Вопреки декларативной гу­манистической риторике, эта агония сопровождается воен­ной агрессией и созданием геополитических «форпостов» либерализма – ряда нацистских и протонацистских режи­мов в Восточной Европе.

Эти действия являются не стратегией, но жестом от­чаяния. Кроме политики голой силы и мировой полицей­щины либерал-глобалистскому режиму нечего предложить человечеству. его социокультурный потенциал исчерпан. Сегодня народы мира начинают осознавать себя жертвой неудавшегося исторического эксперимента. Этот экспе­римент, предпринятый в рамках проекта протестантско­го секулярного модерна, был связан с распространением нормативов одной культуры на весь остальной мир – ина­че говоря, с принципом однополярности (моноцентричности). Осуществляемый средствами военно-политического и экономического насилия в режиме гегемонии и жёстко­го глобального контроля, он привёл человечество в тупик расистско-нацистского, социал-дарвинистского мировоз­зрения, прикрытого либеральным мифом о свободе и пар­тийной представительной демократии. Между тем даже западные независимые интеллектуалы признавали утопич­ность этого мифа. Так, известный австрийский логик и ма­тематик Курт Гёдель (автор знаменитых теорем о непол­ноте и противоречивости арифметически формализуемых систем знания), анализируя американское законодатель­ство, пришёл к выводу, что всенародное голосование не мешает установлению диктатуры, а американский эконо­мист, нобелевский лауреат Кеннет Джозеф Эрроу, сформу­лировал теорему о невозможности демократии как коллек­тивного выбора в современных условиях.

Тем не менее вопреки здравому смыслу, нравствен­ности и человечности регионы мира были насильственно превращены в кормовую базу протестантского модернист­ского проекта и стали жертвой связанного с ним колони­ального капитализма. Но, как показал трёхвековой опыт, включение периферийных экономик в капиталистическую систему мирового разделения труда консервирует их от­сталость, из чего следует необходимость отказа от глобалистской экономической модели. Аналогичным образом потенциал разных культур сталкивается с унифицирую­щим влиянием глобалистской культурной модели, создан­ной в интересах англо-американской культуры, – из это­го следует необходимость отказа от западной культурной гегемонии.

Подменив собственную традицию набором техноген­ных культов и принуждая к этому другие страны и народы, западный мир движется по пути дегуманизации, беззако­ния и цифровой диктатуры. На этом пути западными со­циальными и политическими институтами сформирован особый тип отчуждённого человека – «эго-машины», «фа­брики желаний», идеального потребителя, сверхгедониста и послушного объекта цифровых коммуникаций.

Сегодня исторический тупик западной цивилиза­ции очевиден, ей больше нечего предложить остально­му миру. Проект протестантской модернизации терпит крах, её глобалистская программа отторгается многими странами и народами. В связи с этим можно говорить о приближающемся сдвиге господствующей культурной парадигмы1.

Но пока этот процесс не набрал силу, поэтому институ­ты и идеологические структуры глобального управляющего класса ужесточают контроль над членами общества и их об­разом мысли. Для этого поддерживается и воспроизводится идеологическая среда, включающая в себя элементы нациз­ма, мультирасизма и либерального социал-дарвинизма.

От каждого отдельного народа зависит, останется ли он частью обречённого геополитического проекта или от­стоит право выбирать собственную историческую судьбу. Отстоять это право можно лишь выйдя за пределы запад­ной институциональной и культурной среды, избежав, та­ким образом, поглощения и колонизации. Иными словами, для победы над нацизмом и мультирасизмом необходима культурно-историческая аутентификация стран и народов, а её важнейшим условием является преодоление когнитив­ной зависимости от секулярных и религиозных форм про­тестантского фундаментализма.

Любая социально-экономическая модель имеет свою культурную почву. Поэтому, когда такая победа всё же со­стоится, исторический «сброс на ноль» коснётся не только неолиберального капитализма, но и всей культурной па­радигмы протестантского модерна. Смена парадигмы бу­дет сопровождаться глобальной деколонизацией и пере­ходом к полицентричному миру, в котором уже никто никому не сможет «выдавать лицензию» на цивилизован­ность.

Для Европы этот переход станет возвращением от гума­нистической и постгуманистической к библейской системе ценностей: в этом ключе (независимо от отношения к ре­лигии как таковой) будет складываться метанарратив бу­дущей культуры. традиция будет освобождена от римско-языческой аксиологии, колониалистских идей разделённого мира (на «цивилизацию» и «варварство»), культурного не­равенства и доктрин, оправдывающих социальное угне­тение, – таких как богословская концепция двойного предопределения, понятие «бремени белого человека», мальтузианское и ницшеанское право сильного, социаль­ная евгеника и идеи улучшения «человеческой породы», а также все виды нацизма и мультирасизма.

Переходный период приведёт к изменению системы со­циальных наук. Этот процесс уже начался. Революция в ис­ториографии уже частично сняла табу с освещения новой проблематики, к которой относится и покаяние за колониа­лизм. Социолог Майкл Манн приводит данные о громадном количестве жертв, лежащих на совести стран «первого мира»2. Признаётся, что становление либеральных «демокра­тий» сопровождалось этническими чистками, которые при­нимали масштабы геноцида. И если отказ от большевизма прошёл сравнительно легко, а большевистский период по историческим меркам был не так уж долог, то в колониалистской парадигме запад живёт уже несколько веков.

Говоря непосредственно о расистско-нацистском комплексе идей, следует рассматривать его англосак­сонский вариант как модельный для западного общества эпохи модерна, включая и гитлеровскую Германию. Кри­тика нацизма в рамках неолиберальной идеологии имела фиктивный характер. Фактически она была направлена на создание для нацистско-расистских доктрин иммунитета по отношению к другим, «неконвенциональным» (с либеральной точки зрения) направлениям критики и в конеч­ном счёте на их поэтапную реабилитацию. После распада социалистического проекта произошло закономерное воз­вращение открытых форм национал-расизма (нацизма).

Сегодня наблюдается отчётливое желание либераль­ного истеблишмента снять с себя ответственность за мировой кризис. его представители стремятся избежать содержательного ответа на вопрос о причинах краха модернистско-просвещенческой утопии, не признавая при этом грядущую смену идеологической матрицы. таким образом искусственно создаётся ситуация теоретической неопределённости, имеющей, разумеется, временный ха­рактер. В период этой неопределённости наиболее умест­ным для осмысления идеологического пространства и его истоков может оказаться культур-системный подход.

Межкультурные и межцивилизационные отноше­ния – одна из важнейших на сегодняшний день тем. Серьёзной помехой для её обсуждения являются неоправ­данные привилегии неомодернистской, либеральной со­циологии и социал-конструктивизма. цивилизационная проблематика нередко объявляется устаревшей, а культур­но-исторические субъекты описываются в конструктивист­ском духе как искусственно построенные «воображаемые сообщества»3.

При выходе за рамки этой методологической и идео­логической матрицы определение культурно-историческо­го субъекта кардинально меняется. Субъект определяется суммой устойчивых компонентов (топосов), составляющих культурно-языковую картину мира его народа. Культурные топосы остаются постоянными, но по-разному выражают себя в разных исторических контекстах. Например, коло­ниализм, один из кодов западного модерна, на известном этапе принял форму нацизма, а на следующем этапе вме­сто «расово неполноценных народов» искали уже «врагов мировой демократии» и «тоталитарные общества». Это разные компоненты одного и того же мультирасистского спектра. также для примера стоит сравнить «соборность», «общинность» русского православия – и стихийный со­ветский коллективизм; эскатологизм и хилиастический элемент русского крестьянского сознания – и переосмыс­ление в этом духе «западных ценностей» и логики протестантского модерна российской интеллигенцией4.

Данное определение подразумевает, что ни одна из культур не находится в позиции гегемона, с «готовыми ответами» на важнейшие вопросы, не пытается предста­вить свою концептуализацию исторического процесса как общезначимую.

Знаменитое веберовское определение культурного субстрата запада как «протестантской этики и духа капи­тализма» сегодня следует понимать как отграничиваю­щее свой предмет в общей картине мировых культур, как указание на культурспецифичность любых общественно-политических институтов и концепций. Исходя из этого, либерально-капиталистическая система не может претен­довать на роль «золотого стандарта» общественно-исто­рического развития. если следовать веберовской модели в характеристике русско-византийского культурно-истори­ческого типа, то его определение будет выглядеть как «пра­вославная этика и дух общинной солидарности».

Культурно-исторический подход предполагает отказ от мифа о единой «столбовой дороге цивилизации». Легко заметить, что на универсалистской трактовке истории, как правило, настаивает культура, которая в данный историче­ский момент имеет превосходство над другими или пред­полагает наличие такого превосходства в ближайшем бу­дущем. Поэтому в 1960-е годы цивилизационный подход был характерен для западного либерализма и настойчиво критиковался советскими историками как реакционный. В 1990-е годы ситуация зеркально поменялась: либераль­ный универсализм породил идею конца истории, а в Рос­сию в обход социальной науки, напротив, вернули Николая Данилевского и Освальда Шпенглера.

Изначально культуры и цивилизации равноправны и каждая имеет свою историческую интенцию и логику развития. Однако из-за неоправданной политико-эконо­мической зависимости развитие одних культур тормозит­ся за счёт ускорения развития других. Потенциал разных культур сталкивается с унифицирующим влиянием гло­бальной модели, созданной в интересах англо-амери­канской культуры. Но этот однополярный миропорядок в ближайшее время сойдёт с исторической сцены.

В подобной ситуации цивилизационный, он же культурно-типологический подход требует учёта роли факторов, которые тормозят развитие обществ, ставят под вопрос историческую субъектность народов. Этот под­ход особенно эффективен в сочетании с методами мир-системного анализа, исследующими формы экономической и политической зависимости в эпоху модерна, то есть про­тестантского капитализма. Верно и обратное: мир-систем­ный взгляд выглядит более основательным, когда учитыва­ет культурспецифичность экономических и политических институтов, культурно-исторические основания нацио­нальных и государственных субъектов.

Эти соображения говорят об оптимальном характере синтетического, культур-системного подхода и важно­сти развития его методологии. Культур-системный под­ход, с одной стороны, соответствует методологическим требованиям современной науки, а с другой – согласует­ся с культурно-исторической логикой, в частности с кон­цепцией н. Я. Данилевского, который подчёркивал: «Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, поль­зовались политической независимостью»5.

Когда все цивилизации воспринимаются как уникаль­ные, вступает в силу принцип «культурно-ценностного плюрализма», о котором писал, например, Дж. Грей в кни­ге «Поминки по Просвещению», оспаривая универсалист­ские претензии современного неолиберализма. И напро­тив, в случае отрицании тезиса об уникальности культур мы сразу попадаем в ситуацию, где тот или иной истори­ческий субъект присваивает себе право на метапозицию по отношению к другим, право говорить от имени «еди­ных» стандартов. Такого рода подходы выливаются в ито­ге в доктрину глобального доминирования, наследующую колониальной политике и привязанную к тому или иному сегменту мультирасистского идеологического спектра.

Коллективное сознание Запада всегда включало в себя фанатичную зависимость от идеи покорения Востока и одновременно страх перед ним. Обе эти черты отчётли­во манифеструются на уровне фразеологии, порождая та­кие идиомы, как «ось зла», «орда», «тьма с Востока» и т. п. Эту фобию можно назвать одним из важнейших архети­пов западной культуры, которому подчинена в том числе и культура массовая: его легко проследить и в продукции Голливуда и во вневременном эпосе Р. Толкиена. Западное мировоззрение включает в себя яркую фигуру «восточного Варвара» как значимого Другого.

Существенно, что многочисленные «походы на Вос­ток» западных варваров представляют собой историче­ский факт, в то время как нашествия «восточного Варва­ра» со времён Арабского Халифата и золотой Орды не повторяются и остаются в области западных коллектив­ных фантазмов. Иначе говоря, уничтожение восточной исторической субъектности, в настоящее время прежде всего русской, а также, например, сербской, – это условие поддержания западной культурой своей самотождествен­ности. Направленность этой культуры не может быть из­менена или скорректирована с помощью политических альянсов, культурных проектов, «взаимовыгодного со­трудничества» и т. п. Она может быть лишь принудитель­но изменена внешними обстоятельствами – влиянием экономического кризиса, а также реализацией пострадав­шими странами и народами своего права на самозащиту и возмещение понесённых потерь в периоды колониализ­ма, нацизма и неонацизма.

Сегодня, на фоне углубления кризиса колониальной системы запада, становится всё более актуальной тема по­каяния за колониализм – в частности, потому, что станов­ление режимов, связанных с либеральным капитализмом, европейским патронатом, нацистскими и расистскими доктринами, сопровождалось этническими чистками и ге­ноцидом. Существуют важные и недостаточно исследован­ные в современной историографии темы, такие как исто­рия Опиумных войн в Китае (антибританские восстания из-за насаждавшейся империей опиумной торговли), гено­цид православных русин в Австро-Венгрии, возрождение рабства и использование рабского труда «остов» (выходцев с восточных территорий) в нацистской Германии, а также англо-германская идеологическая преемственность.

Разрушение англо-американской гегемонии и мульти-расистской идеологии представляется неизбежным. за этим должно последовать болезненное, но необходимое покая­ние западного общества, а также признание и закрепление за народами, подвергшимися колонизации и геноциду, ста­туса народов-жертв.

В этом смысле нынешний мировой кризис вселяет определённые надежды. Ведь само слово «кризис» по-гре­чески означает «суд», и сейчас западное общество подо­шло именно к этой исторической точке. Возможно, кризис поможет осознать необходимость покаяния, без которого не может начаться выздоровление.

2023 год