БиографияКнигиСтатьиВидеоВконтактеTelegramYouTubeEnglish version

Россия и русские в периоды становления и реставрации нацизма. Война за независимость

Глава 9 из книги «Незавершён­ный нацизм»

Александр Щипков

Нацизм не существует в историческом вакууме. Он всегда погружен в актуальный геополитический контекст, дина­мичный и меняющийся на глазах. Историческая логика на­цизма и сопутствующих ему явлений в значительной мере повлияла на судьбу России и её народа в XX–XXI веках.

Центральным событием в этом отношении являет­ся Великая Отечественная война 1941–45 годов и геноцид населения СССР1. При этом нередко упускается из виду (а в советский период об этом просто не упоминалось), что этот геноцид имел свой исторический пролог – репрес­сии против русского православного населения со сторо­ны Австро-Венгрии на рубеже XIX и XX веков2, о которых осталось немало документов и свидетельств3. И, наконец, в 2014–2023 годы, буквально на наших глазах, он получил своё продолжение. В 2010-е годы геноцид русских (русоцид) – название «Плаха»4.

Но обратимся к ключевым событиям данного сюжета.

Важно помнить, что в Третьем рейхе в рамках плана «Ост» по зачистке «восточных территорий» войну с СССР называли и считали «этнической». Но, как это ни парадоксально, в России только в 2022 году, когда противостояние нацизму вновь перешло в «горячую» фазу, было официаль­но признано, что русские – один из народов, подвергшихся геноциду5. При существовании огромного мемориального «проекта» в честь Великой Победы 1945 года, с книжными сериями о пионерах-героях и лекциями ветеранов в шко­лах, СССР факт геноцида не признавал, да и в России, не­смотря на огромную народную популярность Бессмертного полка, он не был признан. здесь есть о чём задуматься.

Существенно также и то, что Плаха не завершена, она продолжается (вспомним Донецк, Изюм, Купянск, расстре­лянных учителей). И если евреи уже пережили свою Ката­строфу, то русские свою продолжают переживать. В связи с этим необходимо институализировать «политику памя­ти», тем более что база для этого уже создана – понятие «Русская Катастрофа» (Плаха) давно прочно вошло в науч­ный и политический оборот.

Особое значение имеет вопрос о так называемых союз­никах и партнёрах. В период Второй мировой войны проти­востояние Англии и США с Германией было ситуативным, а не идейным, и лишь после краха рейха в 1945 году оно было оформлено как борьба «демократии с тоталитариз­мом». Но англо-американские элиты всегда имели в виду иллюзорность этой «идеологии для бедных» и всевозмож­ных мифов о денацификации.

Так, например, профессор Принстонского универ­ситета Стивен Коткин в своих лекциях открыто говорит аудитории, что Великая Отечественная была не выигра­на, а проиграна Россией: капитуляцией стал вывод совет­ско-российских войск из Германии и стран бывшего Вар­шавского договора, завершившийся к 1994 году: «Подобно армии Наполеона, российские войска отступили по тем же дорогам вглубь России в начале 90-х... Потребовалось много времени, но всё огромное здание Победы оказалось разрушенным в полноте времени»6.

В действительности для Британии и США именно Тре­тий рейх был естественным союзником в достижении дол­госрочных, а не краткосрочных целей. Поэтому холодная война стала продолжением Великой Отечественной: дело Германии продолжали США и НАТО, а аналогом третьего рейха стал глобальный англо-американский мир. Сегодня англо-американская коалиция продолжает войну с Россией исходя из ценностей атлантизма (современной радикаль­ной формы протестантского модерна).

Новой войной в Европе вновь стала война между Рос­сией и фашизмом – только фашизм на этот раз называется англо-американской «демократией». И якобы денацифици­рованная Германия вместе со своим англо-американским сюзереном в 2022 году на Украине поддержала неонацизм как политически, так и поставками вооружений.

Строго говоря, этническая, или, как называл её Гитлер, «расовая», война с Россией не прекращалась десятилетия­ми: менялись лишь её идеологические форматы и полити­ческие идиомы, например: «холодная война», «соревнова­ние двух систем», борьба с «советским тоталитаризмом», «панславизмом», «иудеобольшевизмом» (гитлеровский тер­мин), «имперской политикой России», «путинизмом», «рашизмом», «идеологией Русского мира» и т. п.

При этом сущность противостояния оставалась одной и той же, хотя процесс имел свои «холодные» и «горячие» периоды. Мишенью военных, политико-экономических и идеологических ударов всегда был именно русский цивилизационный фундамент, который оставался неизменным, несмотря на революции и смены режимов.

Атлантистская пропагандистская машина всегда стре­милась создать у самих русских дискретный, фрагментар­ный образ собственной истории, гиперболизировала вну­тренние культурные, региональные различия.

В 1980-е годы «советский проект» был демонтирован либеральной частью КПСС и за этим последовал номен­клатурный распил советского наследства. Наряду с хозяй­ственными институтами, индустрией, наукой и культу­рой в годы постсоветского номенклатурного капитализма в первую очередь подверглась системному разрушению русская коммунитарность. Под воздействием либеральной пропаганды в 1990-е часть населения страны искренне по­верила в возможность существования общества без идео­логии и ценностей. Но хотя русское общество в очередной раз избрало путь исторического разрыва, окончательно разрушить общинную социальную матрицу в России не удалось – она заявила о себе вновь в 2014 году русской ирридентой и крымским консенсусом.

Постсоветская модель капитализма является по проис­хождению культур-протестантской и находится в глубоком противоречии с реальным историческим опытом русского народа. Поэтому лозунг 1990-х о «десоветизации» объек­тивно был направлен не против отдельно взятого «совет­ского», а против всей русской традиции и национальной исторической преемственности. Коллективное сознание русских в это время было заполнено мифами о вымирании «генофонда нации», о коллективной исторической вине, неспособности к самоорганизации и «генетическом раб­стве». Все эти нарративы отражали информационную вой­ну, ведущуюся против русских либеральными преемника­ми гитлеризма, и попытки парализовать общество, навязав ему искусственную и негативную (ведущую к саморазрушению) глобалистскую идентичность. А продвигала эти нарративы внутри России либеральная партия, сформиро­ванная из остатков советской интеллигенции, креативного «среднего» класса и «болотного» актива – партия, на сло­вах открещивавшаяся от нацизма, но старательно выращи­вающая и использующая его современные формы.

Красноречиво также и упорное отрицание либераль­ной западной профессурой понятия «русский мир» на фоне принятия аналогичных по смыслу понятий «арабский», «тюркский» или «британский» мир. Главная цель это­го отрицания – упразднение русских как политического субъекта.

Примечательна и «война с памятниками», когда наци­сты в Европе и на украинских территориях одновремен­но сбрасывают с постамента Суворова и Жукова, Пушкина и Горького, Сталина и Александра III. Между тем в культуре самих западных метрополий термины Russian и Russians обозначали и продолжают обозначать весь спектр таких по­нятий, как «русский», «российский», «советский», а во мно­гом и «постсоветский».

Закрепление в общественном сознании самого поня­тия «русский мир», которое ввёл в общественно-смысловое пространство Патриарх Кирилл, стало прологом к воссо­единению русских.

«Русский мир» – это территории компактного истори­ческого проживания носителей русского языка и русской культуры. Определение «Русского мира» основано на двух критериях. Первый: это совокупность людей, для которых, независимо от места проживания, русский язык и русская культура являются основными, то есть полученными в про­цессе воспитания. Второй: исключение составляют те, кто по каким-либо причинам сознательно относит себя к дру­гой нации.

Национальное объединение невозможно без осозна­ния полной исторической картины жизни народа, включая её героические и трагические стороны. Для полноценно­го объединения русским необходимо переосмыслить ис­торию последнего столетия, по-новому осознать причины и следствия геноцида – Плахи, которому они подверга­лись с самого начала ХХ века (включая геноцид православ­ных русин до и во время Первой мировой войны) и до на­чала ХХI века включительно.

Русские – самый большой в мире разделённый народ. Наша идущая сегодня вынужденная война с западным гло­бализмом имеет два аспекта. С одной стороны, это война за независимость и объединение разделённого русского народа; с другой стороны – за право сохранить цивили­зацию аутентичного христианства – то есть фактически религиозная война. террор, развязанный Вашингтоном против православия, это подтверждает.

Западный атлантистский альянс не готов мириться с существованием русских в качестве единого народа. так называемая интеграция России в «западный мир» возмож­на лишь по частям, то есть при условии расчленения рос­сийской территории и разделения русского народа. Это значит, что вслед за уже произошедшим отрывом от рус­ских части малороссов и белорусов намечено новое нацио­нальное дробление.

Заслуживает внимания «деколонизациия» – план рас­членения России авторства «Гудзоновского института» (Hudson Institute)7, основанного в 1960-е годы военным стратегом Германом Каном и его коллегами из корпорации RAND. Согласно этому плану Российская Федерация будет поделена на несколько государств.

Будет взят курс на понижающуюся демографию. Неслу­чайно в 2022 году заслуженный нобелиат, бывший прези­дент Польши Лех Валенса призвал сократить население Рос­сии до 50 млн человек (то есть умертвить две его трети).

Понятно, что произойдёт в сфере идеологии. Разгово­ры о «Русском мире», русской идентичности и о геноциде русских в ХХ и ХХI веках, будут объявлены «нацистскими», а их участники подвергнутся ритуальной травле, дискри­минации и судебным преследованиям.

Литературный русский язык будет запрещён: его за­местит один из множества народных диалектов, бытую­щих на территории России, Украины, Белоруссии. Главная и давняя цель здесь – уничтожить литературную языковую норму, на которой держится вся национальная традиция: наука, искусство, религия. Небывалый статус приобретёт английский язык, который станет основным во всех пре­стижных сферах, таких как юриспруденция, экономика и финансы, философия, богословие, политология, социоло­гия, психология. В повседневном языке русские слова с по­зитивной семантикой будут вытесняться англицизмами, а слова с негативными значениями останутся русскими.

Такие инициативы вновь подтверждают очевидное: нацизм – не только и не столько германское, сколько об­щеевропейское явление. Сегодня объектом нацистской по­литики этнической «нормализации» назначены граждане России.

Намерения западных элит явно отсылают к методам и технологиям, исторически применявшимся к коренному населению Америки и народам мировых окраин. Фактиче­ски это военная колонизация с зачисткой территории. Дан­ная перспектива означает уничтожение русских как исто­рического субъекта. Это не что иное, как давно знакомая «этническая война» – продолжение той, которую вёл Гит­лер против СССР, а также некоторые его предшественни­ки – против Российской империи.

В такой исторической реальности важным условием выживания России является национальный консенсус. Для его достижения необходимо взаимодействие разных кодов русской традиции – православного, советского, дореволю­ционного – и взаимный перевод этих кодов в рамках еди­ного русского дискурса. Без выполнения данных условий национальный консенсус не состоится, – останется воз­можность противопоставлять эти коды друг другу, вызывая гражданские конфликты (дискуссия о переименованиях, установках памятников, киноконтенте и проч.).

Можно создать развёрнутую систему культурных кон­цептов русского мира, состоящую из ряда компонентов, та­ких как православная этика, социальная справедливость, социальное равенство, приоритет нравственности по отно­шению к праву. Дореволюционный мир и мир советский, исторически сошедшиеся в непримиримой схватке, имеют тем не менее общие корни и одинаково отражают русскую идентичность.

Для запада серьёзной экзистенциальной проблемой является русская идентичность и связанная с ней цивилизационная инаковость России. Она напоминает запа­ду о собственном отвергнутом историческом пути – при этом Россия воспринимается им как историческое альтер-эго, как собственная «тень».

В основе русской идентичности лежит императив поис­ков или построения «царства правды», где всякий человек нужен, никто не лишний, никто не строит своё счастье на несчастье другого, все объединены духовными узами и об­щими задачами. Образ Святой Руси как «сосуда истинной веры» и образ социальной справедливости, «общества ра­венства и братства» – разные проекции одной идеи, части одного целого. Идеология меняет знаки, но эсхатологиче­ская матрица остаётся в исторической памяти, будучи не­делимым целым.

Для культурно-исторического развития России харак­терна вертикальная динамика. Одной из её причин являет­ся отсутствие в культурно-историческом пути России Ре­нессанса и Реформации, что в долгосрочной исторической перспективе становится преимуществом, а не недостатком.

Несмотря на то, что нормативы просветительской ре­волюции насаждались в России диктаторскими методами и в ускоренном режиме, Россия, пусть в пассивной форме, сохранила вертикальную динамику развития, характерную для христианской нации (как до определённого момента, связанного с Флорентийской унией, сохраняла её Визан­тия). Эта динамика аутентичного христианства связана с обожением – космотеозисом, в частности со стремлени­ем к социальному идеалу. В условиях русской культуры она порождает вопрошание «как сделать общество лучше», а не фаталистическое, квазирелигиозное поклонение слепому «прогрессу», который сам по себе является и целью и набо­ром оценочных критериев.

Сегодня русское общество медленно и мучительно расстаётся с мифологемами негативной идентичности, под властью которых оно находилось долгие десятилетия. Пока ещё нет гарантии того, что этот процесс необратим и не будет повернут вспять, особенно с учётом ожесточённого и нарастающего внешнего противодействия суверениза­ции страны.

Лидеры атлантизма всегда стремились уничтожить Россию и русских как историческое целое, независимо от мировоззренческих различий отдельных людей и групп. Они всегда понимали вторичность идеологических систем и доктрин и поэтому стремились переключить наше вни­мание на второстепенные идеологические вопросы, отвле­кающие от выработки исторически обоснованной нацио­нальной стратегии.

Война вновь вступила в горячую фазу и теперь ведётся открыто. Без встречной идеологии, поддерживающей борь­бу русских за своё существование, противостоять вызову атлантистского Запада невозможно. Это ключевое усло­вие русской мобилизации. В основе такой идеологии неиз­бежно будет лежать анализ нацизма (шире – различных форм расизма и фашизма) как ядра западноевропейского менталитета, существующего на протяжении столетий и определяющего вектор развития западной цивилизации в духе Drang nach Osten, и, разумеется, особое значение бу­дет иметь признание колониалистских (и неоколониалист­ских) корней нацизма. Ведь Освенцим или Талергоф – за­кономерное порождение системы, имеющей в «анамнезе» многие века колониального угнетения.

2023 год