БиографияКнигиСтатьиВидеоВконтактеTelegramYouTubeEnglish version

Общепротестантский фактор формирования европейского комплекса превосходства

Глава 6 из книги «Незавершён­ный нацизм»

Александр Щипков

Либерально-капиталистическая система нередко препод­носится как «золотой стандарт» всемирного обществен­но-исторического развития. Макс Вебер, сформулировав концепт «протестантской этики и духа капитализма», под­твердил тем самым вполне конкретную культурную при­надлежность «общечеловеческих институтов».

Иными словами, якобы общечеловеческая либеральная модель представляет собой лишь радикальную форму секу­ляризированной протестантской культуры. Поэтому в совре­менном мире растёт понимание того, что он имеет дело от­нюдь не с общечеловеческими ценностями как таковыми, а с их идеологической протестантско-фундаменталистской трактовкой. так, например, «невидимая рука рынка» в совре­менном коллективном сознании является субститутом про­виденциализма, инвестиции – субститутом благодати, эко­номический успех – аналог протестантской избранности ко спасению (ключевой элемент кальвинистской доктри­ны «двойного предопределения»). Протестантская культу­ра на протяжении веков стремилась выступать в роли но­сителя «общечеловеческих» дефиниций, монополизировать своё толкование человеческой истории и вывести из него общеобязательные социальные нормы – «демократиче­ские стандарты», «фундаментальные права и свободы» и т. п.

Таким образом, исторические корни европейского комплекса цивилизационного превосходства уходят в ре­лигиозную сферу.

Одна из форм этого комплекса связана с кальвиниз­мом и учением о «двойном предопределении» (Ж. Кальвин, К. Барт, Р. Нибур и др.). Смысл учения заключается в том, что одни люди изначально избраны ко спасению, а дру­гие – к осуждению и падению1: «Предопределением мы называем предвечный замысел Бога, в котором Он опре­делил, как Он желает поступить с каждым человеком. Бог не создаёт всех людей в одинаковом состоянии, но предна­значает одних к вечной жизни, а других к вечному прокля­тию. В зависимости от цели, для которой создан человек, мы говорим, предназначен ли он к смерти или к жизни»2. Вполне очевидно, что это – религиозный прототип более поздних теорий национального, культурного и социального неравенства.

Другая форма европейского комплекса исключитель­ности возникла в XVII веке в среде английских пуритан3 и является синтезом собственно протестантского религи­озного и английского национального шовинизма.

Так складывался протестантский фундаментализм, ко­торый в начале колониалистской эпохи получил и социаль­ное и социально-экономическое измерение.

Это измерение возникало по мере того как в рамках протестантской культуры сформировался идеал так называ­емой мирской аскезы. На первом этапе, по мере общей се­куляризации общества, он превратился в прагматический идеал «экономии усилий» (service ideal). Спустя довольно короткое время этот идеал стал восприниматься западными элитами в самом комфортном и «незатратном» смысле – как переложение этих самых «усилий» на представителей «нецивилизованной» части человечества (варваров). Мож­но назвать этот концепт принудительной аскезой. С точки зрения нагруженной богословскими тезисами идеологии того времени, служение Богу «непросвещённых», «нециви­лизованных» народов, равно как и социальных низов, за­ключалось как раз в освобождении белой части человече­ства, то есть «нового» избранного народа, – от жизненных тягот.

Таким образом, либерал-расистская концепция обще­ства, следуя идее «экономии усилий», с самого начала до­пускала возможность в рамках своей «философии свободы» переложить на кого-то бремя не-свободы и бесправия – то есть включить в свой проект сакральную жертву, которую позволительно использовать как историческую плату за со­циальный прогресс «лучшей» части человечества.

Таков колониалистский идеал, впоследствии в услови­ях англо-протестантского доминирования ставший важ­нейшим культурным кодом Европы – порабощение нецивилизованных ради развития цивилизации.

Право на порабощение со времени классического ко­лониализма обосновывается как некий обмен: возмож­ность развития и плата за неё. В связи с этим возникает па­радоксальный образ всемирного «университета свободы», платой за обучение в котором является свобода реальная, свобода «здесь и сейчас». так формируется главный прин­цип либерализма: угнетение ради свободы (ср. «прину­ждение к миру», «гуманитарные бомбардировки» и другие аналогичные идиомы нашего времени) – который можно сравнить со знаменитым парадоксом Джорджа Оруэлла из романа «1984»: «Война – это мир, свобода – это раб­ство, незнание – сила».

Для утверждения и защиты этого двойного стандарта, или, как называют его философы, легитимированного па­радокса, используются аксиомы о якобы неизбежности су­ществующего порядка, о неготовности некоего субъекта получить полноправный статус, о необходимости неравен­ства в рамках «позитивной дискриминации» и т. п.

Но главным оправдательным мотивом всегда являл­ся и является мотив предотвращения некой угрозы миро­порядку, исходящей от исторической сакральной жертвы: от населения СССР, Югославии, Новороссии, мусульман, христиан-традиционалистов, «популистов», сторонников «незрелой» демократии и проч. – иначе говоря, от «непра­вильной» части человечества.

Градация людей и их свобод позволяет либеральным элитам извлекать цивилизационную ренту – плату за раз­витие, за «политический мастер-класс» и тому подобные эфемерные компетенции. Эта технология требует инфантилизации зависимых субъектов, например возложения на них груза исторической вины за какие-то события про­шлого. Ощущение коллективной вины создаёт серьёзное препятствие для генерирования собственных экзистенци­альных смыслов и понимания своей исторической роли.

Изменение модели развития современного мира, деглобализация и переход к многополярности неизбежно при­ведут к падению гегемонии протестантского культурного фундаментализма и к кардинальной перестройке всех свя­занных с ним социально-политических институтов.

2023 год