БиографияКнигиСтатьиВидеоВконтактеTelegramYouTubeEnglish version

Колониалистский генезис нацизма и расизма

Глава 4 из книги «Незавершён­ный нацизм»

Александр Щипков

Проблема идейного генезиса и исторической преемствен­ности расизма и нацизма подвергалась и подвергается табуированию и маргинализации в западных науке и пуб­личном пространстве. Несмотря на это, отдельные работы по указанной теме существуют и вызывают большой ин­терес у независимых исследователей1.

Корни нацизма уходят в эпоху исторического колони­ализма. Без учёта этого факта не может быть полноценно­го понимания нацистско-расистского феномена. Тем не ме­нее, несмотря на формальное наличие целого направления «постколониальных исследований», западный научно-идеологический мейнстрим привержен искажённому под­ходу к проблеме. Искажения вызваны отказом от учёта колониалистского фактора во всей его исторической полно­те. В результате связь между колониальным капитализмом, расизмом и нацизмом, включая гитлеризм, сознательно игнорируется научно-идеологическими институтами. Это вызвано стремлением к сохранению неомодернистской па­радигмы представлений об обществе и культуре.

Неомодерн не склонен воспринимать присущую ему расистскую логику как нечто выходящее за рамки отдель­но взятого «режима» (гитлеровского) и его аналогов. за­щищая свою культурную матрицу от экзистенциальных угроз, неомодернистское сознание избегает исторических обобщений и глубокого анализа. И когда обсуждение темы нацизма и расизма выходит за хронологические рамки ХХ столетия, касаясь индейцев, бушменов, конголезцев или китайцев, ставших историческими жертвами в бо­лее ранние периоды, сознание европейско-американского обывателя уже не способно реконструировать связь явле­ний. Неомодернистский консенсус блокирует это направ­ление мысли.

По этой же причине переход к открытым формам «экс­портного нацизма» в 2014–2022 годах прошёл для запад­ного общества легко и не вызвал когнитивного диссонан­са, поскольку для него это – естественный и исторически закономерный процесс. Расистские установки в западной культуре радикализируются в периоды кризисов, но в спо­койные периоды развития их функционирование замедля­ется и прикрывается защитным поясом из общелибераль­ных и леволиберальных идей, таких как толерантность, мультикультурализм, общечеловеческие ценности.

Между тем с исторической точки зрения нацизм – это не какое-то локальное явление, но последняя стадия так называемой римской болезни Европы. Термин «римская болезнь» указывает на исторический мимесис – подра­жательность – западного сознания. Бывшие варвары, со­крушив и разграбив Рим, в силу своей культурной несамо­стоятельности сами почувствовали себя в статусе римлян, назначив остальной мир «варварами», то есть своими по­тенциальными подданными и обслугой. Именно поэто­му христианизация Европы оказалась поверхностной: уже эпоха Каролингов возродила открытое подражание Древнему Риму и кесарям.

Следствием этих установок стало убеждение в осо­бой миссии и особых правах западной цивилизации по отношению к остальному миру. Катехизация неевропей­ских народов, предписываемая христианством, была ко­щунственно подменена их колонизацией – под вывеской всё того же Просвещения. Но основы европейской христи­анской идентичности с наступлением эпохи колониаль­ных завоеваний были утрачены, поскольку легитимация захватов земель, угнетения и уничтожения «варварских» народов неизбежно требовала корректировки ценностной системы.

«Римский стиль мышления» предполагает, что гос­подствующая культура тождественна культуре как та­ковой, своего рода культурному космосу, а формы чело­веческой организации, которые в неё не вписываются, относятся к сфере культурного хаоса и рассматриваются как проявления варварства2. Для обозначения этого вар­варства может использоваться расистский словарь непо­средственно – тогда речь идёт об «азиатских варварах», «недолюдях» («унтерменшах»), «ущербных нациях». В дру­гих случаях дискриминирующая парадигма прибегает к ка­муфляжу, использует систему эвфемизмов, апеллирующих к авторитету чистой науки, рациональности, естественно­го права, объективного общественного блага и даже неко­ей абстрактной морали. В этом случае речь обычно идёт о «тирании», «авторитаризме», «незрелости демократиче­ских институтов», «потомственном рабстве», «неразвитом гражданском обществе». Данная терминология, обладаю­щая внешними чертами научного стиля и тираноборческой романтики, выполняет функцию культурного подчинения и установления гегемонии.

Сверхзадачей указанных дискурсов являются легити­мация идеи господства, оправдание ситуации, когда одна, якобы более развитая культура может диктовать свою волю другим, якобы менее развитым, поскольку облада­ет более высокими идеалами и находится на «правиль­ной стороне истории». Право использовать свои критерии оценки исторической ситуации при этом имеет, разумеет­ся, лишь одна из сторон – доминирующая, – тем самым девальвируя культурные ценности и опыт других истори­ческих акторов.

Адепты расизма игнорируют тот факт, что была в миро­вой истории и арабоцентричная эпоха, а в период расцве­та Восточно-Римской (Византийской) империи Европа фактически находилась в роли провинции христианско­го мира (но это не порождало мифов о неполноценности). Отдельного упоминания достойна судьба «первого» Рима, павшего под ударами варваров. Но, к сожалению, любой гегемонизм включает в себя комплекс психологическо­го бессмертия и в своём самоослеплении склонен считать себя вечным.

Французский философ Рене Жирар в 1970-е годы опре­делил свойственные западной культуре мифы превос­ходства как «сакральное насилие» и принесение «сакраль­ной жертвы», связав их с языческим институтом жертвы. Сакральная жертва должна претерпеть ущерб, тем самым послужив благу лучших членов племени. Эта мифологиче­ская матрица и породила стержневой сюжет истории евро­пейского общества – сюжет колонизации.

Этот ритуально-мифологический комплекс, берущий начало в глубокой языческой архаике, как раз и порожда­ет в самом общем виде исторический фундамент колониалистской идеологии. Он построен на мифах культурного (цивилизационного, расового и национального) превос­ходства, породивших ключевые культурные коды проте­стантского, в том числе секуляр-протестантского запада. Они и являются важнейшим условием сборки идентич­ности исторических европейцев, особенно в условиях ан­гло-американского доминирования. В современных усло­виях сакральными жертвами обычно назначаются враги господствующего миропорядка, совершившие действи­тельные или мнимые «преступления против человечно­сти», – отдельные личности, такие как Слободан Милоше­вич, Муаммар Каддафи, Саддам Хуссейн, а также – и это куда более трагично – целые народы, например сербский или русский.

Мифологическое ядро расизма за несколько столетий породило многослойную дискурсивную среду, включаю­щую в себя богатый идейный репертуар, начиная с «бре­мени белого человека» и заканчивая концепцией «обще­человеческих ценностей» и мультикультуралистскими теориями.

Британский империализм сформировал центральный колониалистский дискурс, основанный на идее civilizing mission – цивилизаторской миссии по «просвещению наро­дов», которая также обозначалась термином «бремя белого человека» (авторство приписывается Редьярду Киплингу). Этот дискурс вобрал в себя просветительский мессианизм, понимаемый как необходимость цивилизовать дикарей не­зависимо от их воли. Предполагалось, что господство евро­пейских держав, внешнее управление и вмешательство в жизнь колоний в конечном итоге выполняет благотвор­ную, цивилизующую, просветительскую роль.

Колониалистская доктрина внешнего, принудитель­ного цивилизаторства строилась на кощунственной идейно-нравственной подмене. В рамках этой доктрины идея добровольной и мирной христианизации, катехи­зации, духовного просвещения выполняла роль ширмы для оправдания насильственного военно-политического подчинения и угнетения западными центрами капитала всего остального мира. К сожалению, именно таким об­разом европейская (протестантская и католическая) хри­стианская миссия была отторгнута и обесценена в глазах многих стран и народов, что предопределило неизбеж­ность разрыва самого запада с христианской традицией.

Юридическим оформлением колониалистской поли­тики следует считать понятие terra nullius («ничейная зем­ля»), которое открывало возможность Британии и другим европейским странам якобы на законном основании при­сваивать земли нехристианских народов. Даже в ХХ веке в ходе нашумевших в США судебных процессов истцам из числа представителей индейских племен так и не удалось добиться отмены этого принципа и признания незаконно­сти изъятия их земель. Примечательно, что в данном сю­жете присутствует кардинальная антихристианская подме­на понятий: колонизация вместо катехизации.

Яркими примерами расистской политики следует счи­тать подавление восстания сипаев в Индии и опиумные войны в Китае. цивилизаторы искренне считали индей­цев, индусов, китайцев и негров людьми, не сравнимыми с ними с точки зрения прав и интересов. Впрочем, в опре­делённой ситуации на роль сакральных жертв могли быть назначены и соседи-ирландцы, которых в ходе религи­озных войн в XVII веке могли продавать в рабство3.

Одна из ключевых фигур Просвещения, классик фило­софии свободы, теоретик гражданского общества и пра­вового демократического государства англичанин Джон Локк «был одним из крупнейших инвесторов британской работорговли своего времени. Он также дал философское обоснование отъятия земель колонистами у североамери­канских индейцев. его взгляды на экономическое рабство в современной научной литературе расцениваются то как органическое продолжение антропологии Локка, то как свидетельство её противоречивости»4.

Сегодня довольно широкий спектр расистских, в частности национал-расистских (нацистских), теорий достаточно подробно описан, хотя его описания сами по себе не могут влиять на идейную парадигму социальных и культурных исследований, контролируемых либерализ­мом и атлантизмом.

Так, например, в книге Пьера Андре Тагиеффа «Цвет и кровь. Французские теории расизма»5, которая представ­ляет собой каталог разновидностей расистской идеологии на примере Франции, мы обнаружим перечень концеп­ций расистского мироустройства во Франции XIX–XX ве­ков, в том числе этнорасовый национализм, евгенический расизм социалистической направленности, эволюцион­ный расизм и социал-дарвинизм. Последние два, как легко убедиться, играют ключевую роль в современной неолибе­ральной доктрине.

Исследование П. А. Тагиеффа не даёт повода удержи­вать понятие «расизм ХХ века» в национальных границах, то есть представить его как в первую очередь германское или пангерманское явление. Кстати, такая точка зрения сама по себе носила бы расистский характер. Аналогич­ным образом расистское звучание имеют, например, не­которые положения Ханны Арендт, которая в своих «Ис­токах тоталитаризма» выдвигала панславистскую теорию коммунизма.

Вместе с тем можно уверенно утверждать, что наи­более активным носителем идеологии расового превос­ходства является англосаксонский мир. Именно бри­танская колониальная практика стала питательной средой для расистских теорий.

Ещё в 1676 году Уильям Петти в книге «Лестни­ца творения» утверждал, что существует непреодоли­мое «различие в строении ума европейца и африканца». В 1708 году увидело свет похожее по идейному содержа­нию сочинение Уильяма Тайсона «Орангутанг, или Ана­томия пигмея». Это были первые пробы пера в области расистских теорий, но её изобретателем официально счи­тается Жозеф Артюр де Гобино (1816–1882). В 1850 году увидела свет «Социальная статистика» Герберта Спенсе­ра, который на свой лад стремился оправдать колониза­цию в провиденциальном ключе: «Силы, трудящиеся над осуществлением великой схемы совершенного счастья, не принимают во внимание отдельные случаи страдания и уничтожают ту часть человечества, которая стоит на их пути»6.

Следует вспомнить о Френсисе Гальтоне – между прочим, двоюродном брате Чарльза Дарвина, – который заложил основы печально известной евгеники – новей­шей для того времени псевдонаучной доктрины об ис­кусственном отборе людей для улучшения человеческой породы и формирования идеальной расы; о Карле Пир­соне – создателе наиболее радикального, расистского варианта социал-дарвинизма, основанного на так назы­ваемой биометрике; о знаменитом докладе Джеймса Ханта 1863 года, в котором автор определил чернокожих как промежуточный вид между обезьяной и человеком.

Необходимо упомянуть и «Политическую географию» (1897) Фридриха Ратцеля, в которой объявлялось, что евреи, цыгане и южноафриканцы, будучи кочевыми наро­дами, не могут предъявлять на жизнь права, аналогичные правам европейцев.

Историк Михаил Магид, перефразируя положения знаменитого представителя левого движения ХХ века профессора Падуанского университета Антонио Негри, пишет: «Колониальная идентичность действова­ла посредством логики исключения... Белое, цивилизо­ванное, организованное, продуктивное, разумное здесь противопоставлялось цветному, природному, хаотично­му, неэффективному, чувственному, дикому. Как отме­чал алжирский исследователь колониализма Франц Фа-нон, »колониальный мир – это мир, расколотый надвое«. Колонизированные исключены из европейского про­странства не только территориально, не только на уров­не прав и свобод, но и на основе мышления, ценностей, жизненных целей. Они представлены в мышлении коло­низатора в образе »других«, отброшены за границы ци­вилизации. Конструирование идентичности строится по принципу »мы – они« и основано на существовании жёсткой границы»7.

В этом описании вполне точно сформулировано осно­вание расистского мировоззрения, по отношению к кото­рому социальный и экономический либерализм является необходимой легитимирующей надстройкой.

На следующем историческом этапе, в гитлеровской Гер­мании, колониализм принял форму расово-этнической гра­дации, причём некоторые народы Европы оказались в том же положении, в котором прежде пребывали народы миро­вых окраин. При этом Адольф Гитлер полностью признавал преемственность своих позиций по отношению к взглядам своих идейных предшественников и подчёркивал: «толь­ко у меня, подобно англичанам, хватит жестокости, чтобы добиться цели»8. И позднее, в 1939 году, перед самым на­чалом Второй мировой войны: «Я восхищаюсь английским народом. В деле колонизации он совершил неслыханное»9 – предполагая необходимость достичь таких же высот в поко­рении не Индии, но России10.

Примечательно, что одновременно с расцветом в не­мецкой среде гитлеризма в Англии создаётся «британский союз фашистов» под руководством баронета Освальда Мосли (1932 год), поставивший целью решить проблемы «сла­бых и никчёмных» в том же самом евгеническом и мальту­зианском духе.

Неудачной попыткой демонтировать колониальный каркас либерального капитализма стало коммунистиче­ское движение прошлого века. СССР формально строил­ся на основе модернистских концепций социализма, но на глубинном уровне негласно опирался на традиционные (общинные) эгалитаристские архетипы русского коллек­тивного сознания. Весь советский период ушёл на преодо­ление этого противоречия, но в итоге закончился закрытием коммунистического «проекта» в соответствии с волевым решением партийной элиты и фактической ко­лонизацией страны.

Тем не менее, несмотря на неутешительный итог ле­вого проекта, можно утверждать, что сохранившиеся от эпохи колониализма идеологические клише, такие как «бремя белого человека», «инкультурация», «необходи­мость цивилизовать дикарей», устарели как раз в тот мо­мент, когда набрали силу левые идеи в их аутентичном, не глобалистском и не выдержанном в либеральном духе варианте. Под влиянием марксистских и не-марксистских левых концепций мировое неравенство и социальное угнетение были описаны на языке политэкономии и кри­тики мировых монополий, которые и являются драйвера­ми колониализма.

По мнению Иммануила Валлерстайна, именно рус­ский социализм, в отличие от классического марксиз­ма, под видом классового противостояния разрабатывал идею национального освобождения, а точнее, демонта­жа старой колониальной системы в мировом масштабе. Проект изначально возник в рамках политики президен­та США Вудро Вильсона, позднее получив второе, соци­алистическое издание. Но при этом, согласно И. Валлерстайну, «ленинизм представлял собой более энергичную и воинственную форму антиколониальной борьбы, чем вильсонианство»11.

Нацизм, напротив, исторически был нацелен одновре­менно против деколонизации мира и против способство­вавшего этой деколонизации левого активизма (неудавша­яся революция в Германии, «красное двухлетие» в Италии, влияние СССР и т. п.), хотя либеральные неонацисты охот­но признают только вторую антитезу. И если об успешно­сти левых проектов социального государства, реализован­ных в ХХ веке, можно спорить, то расшатывание мировой колониальной системы и стремление к народной демокра­тии – это бесспорное достижение.

Аналогичная ситуация складывается и сегодня, толь­ко в современных условиях колониализм выступает в виде глобализма, а деколонизация – в виде деглобализации и движения к многополярному миру. Примечательно, что сейчас это происходит под воздействием объективных кри­зисных процессов, а отнюдь не под влиянием левых сил, большая часть которых давно поглощена и нейтрализова­на либеральным консенсусом, а меньшая хотя и сохранила независимость, но утратила влияние в массах и откатилась на кружковую стадию.

Примечательно, что во времена холодной войны как советская, так и американская пропаганда говорили о про­тивостоянии «двух систем», а не «двух культур» или «двух цивилизаций». Это неслучайно. Само существование совет­ской политической альтернативы (независимо от оценок самого советского проекта) вынуждало использовать более или менее «приличный», сублимированный язык. Но после окончания холодной войны, распада советского блока либе­ральный мейнстрим вновь возвращается к доктрине откры­того, а не экономически замаскированного колониализма, яркий пример этого – концепция «противостояния циви­лизаций» Самюэля Хантингтона. Это было ремейком дис­курса периода Британской Ост-Индской кампании, в ходе которого риторика времён «Империи, над которой никогда не заходит солнце» переводилась на язык социально-поли­тических идеологем новой эпохи.

Идея конфликта цивилизаций вписывалась в более об­щую и долгосрочную тенденцию во второй половине ХХ – начале ХХI века, когда набрали силу культурные и цивилизационные формы расизма. Статус козла отпущения вместо «нехристианских», «отсталых» и «биологически неполно­ценных народов» был присвоен «врагам мировой демокра­тии». Место прежних «биологически неполноценных наро­дов» заняли «закрытые тоталитарные общества» и народы, якобы «неполноценные» в гражданско-политическом смысле. Эта тенденция ярко проявилась начиная с 2014 года в по­литике Украины по отношению к русскому меньшинству, поддержанная англо-американским политическим классом.

В роли главных объектов колониалистских практик оказываются в этих случаях так называемые неконвенциональные субъекты, «не способные» воспроизводить эталон­ные политико-правовые стандарты, предписанные англо-­американским гегемоном, и потому якобы исповедующие «тоталитарные предрассудки». Это различные «враги» гло­бального миропорядка – страны-изгои, «закрытые тотали­тарные общества» и нации, якобы незрелые в гражданско-политическом смысле, и отдельные «диктаторы», а иногда просто люди, нанёсшие вред интересам атлантизма, вроде Джулиана Ассанжа и Эдварда Сноудена.

Новые идеалы расизма распространялись под вывес­ками «цивилизованного общества», «открытого обще­ства», «общечеловеческих ценностей». При этом вполне очевидно, что жертвам зачисток и фильтраций всё равно, репрессируют ли их во имя расовой чистоты или во имя стандартов «передовой цивилизации» и «демократических стандартов». Кроме того, оппозиция «цивилизационное – этническое» в рамках колониальной политики в значительной степени условна. Иммануил Валлерстайн утверждает, что в период спада и сжатия мировой экономики целые на­роды выталкиваются из неё как якобы этнически неполно­ценные, а в период роста и экспансии часть их «впускают» назад. Так, например, Гитлер в военно-политических целях вынужден был причислить японцев к «арийской расе», по­скольку союзников полагалось любить вопреки всем дан­ным антропологии и этнологии.

Таким образом, уже в Третьем рейхе на первый план, вопреки сакрализации расового принципа, мог выходить вместо этнического цивилизационный критерий.

Важно также не упускать из виду сложившийся ещё в XIX веке феномен «патерналистического колониализ­ма» – идеологического замещения военной интервенции, которая в ряде случаев становится не слишком выгодной странам экономического центра, поскольку тормозит эко­номическую активность в зависимой стране и снижает размер колониальной ренты.

Данное явление получило развитие в ХХ и ХХI веках уже в неоколониалистском формате. Оно породило ориенталистский дискурс в культуре, а именно искажённый образ мировых окраин, навязываемый политическими элитами не только западной аудитории, но и самим окраинам – в частности, утрированные формы «патриархальности», с одной стороны, и вестернизации, с другой. Эти образы, как правило, направлены на вытеснение идей о внутрен­ней, имманентной эволюции периферийных стран, о «соб­ственном пути модернизации».

Эта практика связана с тем, что интересы западных элит чаще всего требуют сохранить неопределённый, про­межуточный статус «периферии» – то есть статус Востока как «недозапада». Именно такой статус обеспечивает бес­проблемное извлечение цивилизационной ренты, вывоз капиталов и ресурсов. Поэтому ассимиляция не должна останавливаться, но и не должна иметь логического завер­шения. В таком мире разделённые части находятся практи­чески на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Вместо хрестоматийного «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись» имеет место ситуация, когда эти два мира не могут ни сойтись окончательно, ни разойтись.

Подобная культурная гегемония достигается как раз с помощью навязывания Другому (глобальному Востоку или глобальному Югу) его ложного образа, то есть наме­ренно сконструированной, проектной идентичности в рам­ках западного колониального стандарта. Ярким примером подобной практики является нынешняя Украина.

Активизация такого подхода наблюдалась ещё в 1960-е годы на волне интереса к ориенталистике. Сегодня вызы­вает интерес новый ориентализм, в рамках которого запад конструирует для себя «глобальный Восток» с помощью концептов «мира регионов» и «локальных идентичностей» в рамках современной регионалистики.

Проблема симулятивных культурных образов ориента­лизма и их политизация обсуждается в работах А. Негри, С. Амина, Э. Саида. Эдвард Саид говорит о «ложном обра­зе Востока» и о западной ориенталистике как имперской дискурсивной практике: «”Ориентализм” чаще всего вос­принимали как своего рода голос порабощённых (обез­доленные всего мира вдруг заговорили), нежели как мультикультуралистский и одновременно критический анализ власти, использующей знание для расширения сво­его влияния. таким образом, я в качестве автора исполнял предписанную мне роль: быть саморепрезентацией того, что прежде было подавлено и искажено в научных текстах, составляющих дискурс, исторически обращённый не к на­родам Востока, а всё к тому же Западу»12.

Так мимикрирует неоколониализм в «сложном, меняю­щемся мире».

2023 год