БиографияКнигиСтатьиВидеоВконтактеTelegramYouTubeEnglish version

Феномен тоталитарности

Глава 3 из книги «Незавершён­ный нацизм»

Александр Щипков

Практически сразу после падения Третьего рейха либе­ральные элиты запада выработали консенсусную установ­ку: формально осудить сам гитлеровский режим (в связ­ке с коммунистическим), но реабилитировать идейные предпосылки гитлеризма. В связи с этим начали созда­ваться условия для перехода от гитлеризма к идеологии либерал-расизма – так сказать, «расизма с человеческим лицом». Одновременно, хотя и более медленными темпа­ми, началась реабилитация самого нацизма как идеологии определённого типа, завершившаяся к 2014 году.

Процесс был многоступенчатым.

К этому моменту узкое толкование термина «фа­шизм» в значении «режим Муссолини» уже было расшире­но и отождествлено с понятием «нацизм». На следующем этапе стараниями таких авторов, как Ханна Арендт, Карл Поппер и их последователей, была сформирована тенден­ция к растворению исторически конкретного понятия «фашизм» (и его синонимов) в более общем и куда менее конкретном понятии – «тоталитаризм». Обычно семан­тику «тоталитаризма» складывают из двух частей, пред­ставляя его как сочетание массовых репрессий и массо­вой пропаганды.

Либеральная теория тоталитаризма – это продукт хо­лодной войны, использовавшийся как пропагандистский инструмент для дискредитации противника. C её помощью стремились представить историю Второй мировой войны как победу сил демократии над силами тирании – данная идеологическая матрица была заявлена ещё в книге Уинстона Черчилля «История Второй мировой войны».

Роль «тоталитаризма» заключалась в том, чтобы размыть контекстуальное поле, созданное понятиями «на­цизм», «расизм» и «фашизм». Чехарда терминов, свя­занных с этим контекстом, сопровождала политические маневры, имевшие целью добиться кардинальной смены сложившегося в массовом сознании восприятия расизма и нацизма – крайне неудобного для либеральной пропа­ганды. также она помогала переставить многие идеологи­ческие акценты и в итоге сместить всю идеологическую парадигму.

В целом в результате победы такого подхода оказа­лось возможным лишить тему Великой Отечественной войны подлинных морально-оценочных критериев, уб­рав из неё ключевые понятия – «агрессор», «жертва», «геноцид», «этническая война». также европейцам уда­лось вытеснить из истории ХХ века проблему «немецкой вины» и вины всех стран фашистского блока. Следующим шагом, получившим отражение, в частности, в знамени­том «споре историков», стал взятый в Германии реван­шистский курс на «нормализацию истории» и фактиче­ский отказ от признания вины за начало войны с СССР1. В частности, один из главных представителей реваншиз­ма, берлинский профессор Эрнст Нольте, утверждал, что «политику физического уничтожения евреев, проводив­шуюся фашистским режимом Гитлера, следует рассмат­ривать в тесной связи с вопросом об уничтожении гра­жданского сословия в России, а также с уничтожением кулачества, то есть крестьянства». Нольте утверждает также, что германский фашизм следует оценивать как «зеркальное отражение русской революции и в опре­делённой степени марксизма»2.

Таким образом с помощью политической лингвистики создавалась почва для пересмотра итогов Второй мировой войны. Более того, на фоне адаптации массового созна­ния к поверхностным представлениям о «тоталитарности» серьёзное научное исследование нацизма и фашизма было табуировано в обществе, что с политической точки зре­ния закономерно: ведь в противном случае пришлось бы, например, открыто говорить о нацистском реваншизме на Украине, в Прибалтике, в Польше, а этого правящий класс запада стремится избежать. Поэтому для того что­бы глубже погрузить обывателя в «(анти)тоталитарную» проблематику, теме тоталитарности уделялось и уделяет­ся максимум внимания; ей посвящались в числе прочего и культурные события вроде нашумевшей выставки «Бер­лин – Москва», проходившей в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1996 году.

Если анализировать саму либеральную теорию тота­литаризма, её внутреннее содержание, становится очевид­ным, что она представляет собой довольно слабую систему построений. Например, её защитники всегда были гото­вы сохранить в списке критериев тоталитарного общества «сильную власть», но затушевать технократию, юридизм, мифы превосходства и другие сакральные элементы эпо­хи модерна. При этом семантику понятия «тоталитаризм» обычно складывают из двух частей, представляя его как со­четание массовых репрессий и массовой пропаганды.

Либеральная трактовка тоталитарности основана на идее «двух тоталитаризмов» («бинарной», или «би­полярной», концепции тоталитарности) или – шире – «закрытых обществ», появившейся в работах философа и социолога Карла Поппера («Открытое общество и его враги»), философа Ханны Арендт, политолога Збигнева Бжезинского и некоторых других авторов. Концеп­ция родилась с началом холодной войны, но оказалась долговечнее противостоящих друг другу политических блоков. её основной посыл заключается в том, что ком­мунистические и фашистские режимы якобы являются политически родственными и противостоят «либераль­ным демократиям».

Так, в частности, в работе «Истоки тоталитаризма» (1951) Ханна Арендт писала: «на сегодня нам известны только две аутентичные формы тоталитарного государ­ства: диктатура национал-социализма после 1938 г. и дик­татура большевизма после 1930 г. Эти формы государств существенно отличаются от всякого рода диктаторского, деспотического или тиранического правления, хотя они и явились результатом непрерывного развития партий­ных диктатур, их сущностно тоталитарные качества новы и не выводимы из однопартийных диктатур»3.

Характерна попытка Арендт провести черту между тота­литаризмом и «просто деспотиями», «просто диктатурами». Правда, ссылка лишь на то, что «сущностно тоталитарные качества новы и не выводимы» из прежних видов властных практик, вызывает много вопросов. Подобная аргументация напоминает больше язык теософии, нежели речь историка.

Впрочем, Арендт, как известно, и не была профессиональ­ным историком.

Тоталитарная идеология, по мнению Арендт, отлича­ется от других тем, что ставит во главу угла единственную теорию (будь то теория национального начала или классо­вой борьбы) и из этой теории выводит все общественные дисциплины: философию, политику, историю и даже тео­логию. Универсализм в политике можно оценивать по-раз­ному, но возник он как минимум в Средние века (это если оставлять за скобками Античность) и в дальнейшем много­кратно встречался в самых разных видах. Разве не универ­сальна, например, либеральная теория естественных прав или неофрейдизм или любой религиозный фундамента­лизм, не говоря уже о расизме? Ответ: нет. В таком случае «тотальность» (универсальность) теории вряд ли может служить критерием её злокачественной сущности. здесь явно упущен или подменён какой-то другой, более важный критерий.

На концепции двойного тоталитаризма была основа­на парадигма новой политики, вступившая в силу после 1989 года. её социально-политический подтекст примерно следующий: сегодняшняя политика силы и военного «экс­порта демократии» как бы искупается вчерашними жерт­вами тоталитарных режимов. Иначе говоря, вчерашний то­талитаризм служит своего рода индульгенцией, выданной историей сторонникам нового глобального миропорядка.

Технология воздействия на коллективное сознание в рамках этого дискурса достаточно проста – это постоян­ное напоминание об исторической травме, то есть апелля­ция не к рациональной, а к эмоциональной сфере. Эта эмо­циональная составляющая, подстёгиваемая инфернальной символикой, мотивом абсолютного зла, категорическим императивом «Это больше не должно повториться!», очень заметна в концепции двух тоталитаризмов.

Ярким примером подобной стратегии можно считать публичную деятельность Светланы Алексиевич – авто­ра книги «У войны не женское лицо», уроженки западной Украины и белорусской писательницы, предпочитающей писать на русском языке. Алексиевич утверждает, что даже не вовлечённая позиция по отношению к феномену тотали­тарности («Я родился позже, к чему меня всё это обязыва­ет?») «ничтожна» и вполне тоталитарна, поскольку «жерт­вы так же противны, как и палачи», и якобы существует опасность «повторения ГУЛАГа». По аналогичной схеме строится формула украинских ультраправых: «Кто не ска­чет, тот москаль». При этом совершенно не существенно, кто именно этот самый «тот» и «москаль» ли он на самом деле: реальность не важна, важен сам принцип. А принцип заключается в том, что без картины тёмного тоталитарно­го прошлого и его «адептов» не вырисовывается картина светлого либерального будущего, поэтому так необходим был образ исторического врага – стандартизированной «тоталитарной личности». Это ситуация обращённой тота­литарности, в которой первый опыт столкновения с реаль­ным тоталитаризмом человек получает именно в рамках противостояния и внутреннего сопротивления антитота­литарным либеральным дискурсам. Как предсказывал ещё один классик западной антиутопии, Олдос Хаксли, «свобо­да уничтожена под лозунгом защиты свободы». Действи­тельно, самым тоталитарным на рубеже XX–XXI веков стал именно дискурс борьбы с «наследием тоталитаризма».

Уже в 1960-е годы появились политические концеп­ции, которые шли вразрез с «двутоталитарной» либе­ральной ортодоксией. В первую очередь следует сказать о представителях неомарксистской франкфуртской шко­лы. Старшие её представители, Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер, рассматривали фашизм как побочный результат двух глубинных исторических процессов: во-первых, доми­нирования стандартов рациональности, навязанных Евро­пе эпохой Просвещения; во-вторых, другого, встречного процесса – аффективной реакции на эти стандарты ирра­циональных пластов европейской культуры (нацистский контрмодерн, или археомодерн).

Представитель второго поколения франкфуртцев Гер­берт Маркузе, культовая фигура бунтующей молодёжи 1960-х, гуру радикального студенчества, пришёл к выводу, что репрессивный аппарат либерального общества эпохи постмодерна формирует «фашизоидный» тип сознания – «одномерного человека». И делает это не менее успешно, чем его «тоталитарные» конкуренты. Примером государ­ства «скрытого фашизма» для Маркузе и его единомышлен­ников служили, в частности, Соединённые Штаты Америки с массой обывателей-реднеков.

В свете левой критики идеологическая карта ХХ столе­тия, расчерченная по принципу «две плохие теории – одна хорошая», уже в 1960–70-е выглядела сомнительно. При этом важно принять во внимание, что франкфуртцы во­все не ставили под вопрос саму категорию тоталитарности и даже не пытались сузить её, как это делали консерватив­ные критики справа. Напротив, они шли по пути расши­рения понятия, раздвигая его рамки. При таком ракурсе любой репрессивный механизм выглядел симптомом ла­тентного фашизма.

Многие оппоненты теории, как уже было сказано, указывали на разные социальные предпосылки двух ре­жимов. Коммунизм апеллирует к низам, фашизм и нацизм – к крупной буржуазии и радикализированному («вз­бесившемуся», согласно Антонио Грамши) среднему классу.

Но для системной критики «двойной» теории тотали­таризма этого было недостаточно. Чтобы критика набрала достаточную объяснительную силу, надо было разобраться с тем, почему политический мейнстрим ХХ столетия – ли­берализм – упорно выводится за пределы посттоталитар­ных исследований.

Любопытной в этом отношении выглядит позиция со­циолога и историка Иммануила Валлерстайна, изложен­ная им в работе «После либерализма». её отличительной чертой можно считать восприятие фашизма и коммуниз­ма не как двух идеологий, противостоящих либеральной «демократии», а как составных частей большого либераль­ного проекта, который берёт начало в 1789 году. По это­му же поводу уже упоминавшийся М. Хоркхаймер, один из основателей франкфуртской школы, однажды заметил: «тоталитарный режим есть не что иное, как его предше­ственник, буржуазно-демократический порядок, вдруг по­терявший свои украшения».

Интересные наблюдения за эволюцией доктрины то­талитаризма можно найти и у российских авторов левого направления. Очень показательна статья Александра Та­расова «Ошибка Штирлица. Для чего им »теория тоталитаризма«?»4 о дискуссии, получившей отражение в сборнике «Прошлое: российский и немецкий подходы».

Понятие «тоталитаризм» и связанная с ним магия универсальности позволяют исследователю уйти от наи­более трудных вопросов исторического процесса, просто разделив историю ХХ века в манихейском духе – на зоны естественного и неестественного развития. Моральное осуждение «тоталитарных методов» в политике и эконо­мике заменяет в этом случае анализ социальных струк­тур и процессов, а главный вывод известен заранее. При этом, как правило, упускается из виду, что периоды так называемой тоталитарности прочно связаны с периода­ми так называемого нормального развития, причём для них характерна определённая цикличность и корреляция с периодами кризисов. В связи с этим корректнее было бы говорить не о тоталитаризме или «тоталитаризмах», а о состоянии тоталитарности, свойственном западному обществу в целом.

Либеральная система, регулярно принимающая нацистско-расистский формат, и сама, бесспорно, может быть названа тоталитарной, но это качество не отражает её основное культурно-историческое содержание.

Одной из «скреп» бинарной концепции тоталитарности считается книга Карла Поппера «Открытое общество и его враги»5, в которой аналогом антиномии «тоталитаризм и демократия» служит пара ключевых понятий: «закры­тое» и «открытое» общество. Книга наделала много шума, но с тех пор, как она вышла в свет, дилемма общественной открытости-закрытости изменила свой первоначальный смысл. В 1990-е и 2000-е годы выяснилось, что так назы­ваемое открытое общество представляет собой некоторое количество «закрытых» корпоративных структур с ещё бо­лее жёсткой внешней и внутренней идеологией, чем у го­сударственной автократии. С другой стороны, в условиях развития информационных технологий и роста информа­ционного неравенства проблема «открытости» сменяется проблемой информационной безопасности.

Согласно философу Ульриху Беку, в первой половине XXI века формируется так называемое общество риска, для которого характерен резкий скачок уровня общественных угроз (от терроризма и войн до экологических катастроф), а его члены превращаются в единую «команду мировой опасности»6. Прежняя борьба идей заменяется борьбой за определение рисков. Поэтому, с точки зрения Бека, функ­ции универсального определения рискогенности долж­ны быть возложены на социологию, которая призвана иг­рать роль метадисциплины в социогуманитарной сфере. Эту тенденцию Ульрих Бек предлагает называть «новым Просвещением».

Вполне очевидно, что данная концепция приветствует рост в обществе новых тоталитарных тенденций, основан­ных на алармистском управленческом волюнтаризме, ме­тодах коллективного запугивания, которые заменят при­вычные формы администрирования. Социальная критика, вне всякого сомнения, будет объявлена умножением рис­ков, а сторонники социальной справедливости и социаль­ных гарантий – опасными популистами.

Субпроектом «нового Просвещения» становится за­мена прежней идеи привилегированного «городского креативного класса» идеей сверхкреативной цифровой среды, наполненной новыми участниками из среды диджитариата, передвигающимися в ней с пакетами оставшихся от креативного класса «постматериальных ценностей» и оставляющими в этой среде цифровые следы.

Тотальная диджитализация представляет собой вари­ант идеи искусственного интеллекта – но не самостоя­тельного и внешнего по отношению к человеку, а исполь­зующего нейроресурсы самого человека, структуру его психики и моделирующего поведение алгоритмизиро­ванных человеческих сообществ в рамках «социальных платформ».

Это означает не просто резкое сужение возможностей рационального выбора индивида, которое в либеральном словаре должно определяться как тоталитарная тенденция. Речь идёт уже о техногенной перестройке самой когни­тивной сферы человека, об «улучшении» его внутренней природы (трансгуманизм), т. е. о своего рода неоевгени­ке, а это – отчётливая тенденция к фашизации. Условием перехода к новому состоянию является согласие общества рассматривать мировоззренческие, ценностные и науч­ные проблемы как технические, управленческие и логи­стические, связанные с манипуляциями массивами цифро­вых данных. Всё это, разумеется, снимает ответственность за принятие решений с управляющего класса.

В таких условиях любая теория тоталитаризма, если она последовательна, вынуждена перейти к исследованию техногенных культов, порождаемых неонацистской и либе­рал-расистской парадигмой в начале ХХI века. Но на самом деле предпосылки для пересмотра теории возникли значи­тельно раньше. Он стал неизбежным в тот момент, когда фашизм вновь возродился в Европе.

И сегодня, начав всерьёз анализировать регресс поли­тического сознания в ХХ веке, мы будем вынуждены отой­ти от понятия «тоталитаризм» и вновь заняться проблемой нацизма и расизма – куда более точных понятий, описы­вающих исторические явления как прошлого, так и, к со­жалению, настоящего.

2023 год