Аннотация
В статье описывается кризис либерально-капиталистической модели общества. Современный период рассматривается как переходный. Условиями смены устаревшей парадигмы развития, согласно автору, является синтез традиционализма, культурно-исторического плюрализма и социальной справедливости. Этот синтез, называемый автором "социал-традиционализмом", предполагает преодоление исторических разрывов в жизни каждого народа. Для Запада подобная модель означает синтез христианских ценностей и достижений классической рациональности, которые необходимо очистить от спекуляций позитивизма и социал-расизма. Традиция при таком понимании представляет собой не предмет реставрации, но метод культурного строительства, а жесткие альтернативы, которые элита ставит перед обществом, представляют собой тревожный знак очередного приближающегося или готовящегося разрыва традиции. Общий тезис социал-традиционализма заключается в том, что в обществе нет и не может быть лишних людей, у человечества в целом нет лишних народов, а в истории нет лишних времен.
Ключевые слова
архаизация общества, аксиомодерн, колониализм, контрмодерн, либерализм, миф превосходства, православная этика, русско-византийский мир, социал-традиция, традиционализм
Естественные пределы глобализации достигнуты.
Модель развития, которую США и мировой правящий класс навязали миру в 1990-е гг., предполагала контроль над местными элитами стран периферии за счет эмиссионного ресурса доллара. Но мировой кризис поставил под вопрос этот гегемонистский проект. Усиливается падение эффективности капитала. Проект начинает сыпаться. Возможности развития данной парадигмы исчерпаны.
Вопреки мессианской идеологии неолиберализма и его декларативной гуманистической риторике мир сегодня наблюдает архаизацию неолиберальной модели общества. Это выражается во все более активном применении в мировой политике "проекции силы", в упадке неолиберального идеологического дискурса и накоплении в рамках этого дискурса неразрешимых противоречий, в резком снижении уровня социальных гарантий, в воинствующей христианофобии и дехристианизации, в реабилитации нацизма и фундаментализма, в появлении феномена "новой дикости" в современном культурном пространстве.
Мир сегодня стоит на пороге кардинальной перестройки, подобной той, которая когда-то происходила в СССР. Сегодня от каждого отдельного народа зависит, станет ли он топливом для обреченного геополитического проекта или получит право и возможность выбирать собственную судьбу. Наша общая задача – успеть создать новую модель социального развития прежде, чем старая постройка рухнет окончательно.
Идейный пафос либерального общества заключается в придании этому обществу статуса особой, наиболее передовой цивилизации. Правда, критерий такой "цивилизованности" всегда носил утилитарный характер. Западное общество имело наиболее прагматичные и самостоятельные общественные институты, однако энергию этому развитию (как техническому, так и социальному) сообщали ресурсы, которые выкачивались из колоний, а затем из стран экономической периферии. Все плюсы проекта оплачены средствами, накопленными в ходе колониальных захватов. Колониализм является драйвером либерального капитализма.
С самого начала данная практика порождала миф культурного превосходства, который выступал в роли концептуального ядра колониализма. Феномен германского нацизма, в сущности, представлял собой продолжение колониалистской политики в ее худших проявлениях.
Глубокая критика либерализма присутствует сегодня в пространстве как консервативной, так и левой мысли. Например, Иммануил Валлерстайн склонен вразрез с каноническим марксизмом рассматривать буржуазный период как исторический зигзаг "самодержавия капитала", ведущий в сторону от магистрального пути истории – постепенной эгалитаризации докапиталистического общества: "Тенденция к эгалитаризации вознаграждения была пресечена и решительно развернута в противоположном направлении. Верхние слои вновь обеспечили себе прочный политический и идеологический контроль"1 .
Вопреки мнению о тоталитарной закрытости традиционных обществ, тоталитаризм – в значительной мере продукт либеральной культуры Нового времени, характеризующейся подчинением целых регионов метрополиям и транснациональным корпорациям, закрытостью и жесткими внутренними правилами корпоративных структур, а также идеологиями национального и культурного превосходства.
Большую часть идеологий ХХ в. объединяет модель расколотого, разделенного мира, сопровождающаяся принципом "градации человеческого материала" и различными обоснованиями якобы неизбежного социального неравенства. Важный признак этих идеологий – закон тотальной конкуренции, он же – принцип естественного отбора, перенесенный из животного мира в человеческое общество. В эпоху социализма эту доктрину принято было называть "социал-дарвинистской".
Как писал русский философ А.С. Панарин в конце ХХ в., "стала обнажаться другая – не идеологическая, а цивилизационная суть глобального конфликта, прежде идеологически стилизованного... Еще недавно вопрос о переходе от авторитарно-тоталитарных форм устройства к демократическим мыслился на основе формационного универсализма – закономерной общественной эволюции, не считающейся с какими бы то ни было расовыми, этническими, географическими барьерами. Теперь возобладала цивилизационная парадигма, открывающая дорогу монопольного присвоения понятий "демократия", "свобода", "гражданское общество" западной цивилизации в качестве их единственного аутентичного истолкователя и носителя. Демократическое неприятие тоталитаризма обернулось неприятием незападных цивилизаций как находящихся на подозрении в силу самой их природы. Природу же, как известно, не изменишь: изгнанная в дверь, она вернется через окно"2 .
Современному западному миру предстоят кардинальное переосмысление своего исторического прошлого и переоценка базовых ценностей, безусловный отказ от колониалистской идеологической матрицы, породившей нацизм (радикальную форму колониализма), коммунизм (авторитарную реакцию на колониализм) и неолиберальную глобализацию (современную форму колониализма). В ближайшем будущем никто не сможет выдавать лицензию на цивилизованность и угнетать другие народы.
Одновременно Западу предстоит отказаться от разрыва с собственной (христианской) традицией и вернуться к христианским ценностям. Ни одна цивилизация в мире, кроме западной, никогда не строила свое развитие на разрушении собственной традиции, на отказе от нее. Без преодоления болезненной христианофобии и рефлексов исторического шовинизма и вандализма невозможно восстановление фундаментальных общественных начал.
Противопоставление традиции и современности как "нерационального" и "рационального", "варварства" и "цивилизации" – уходит в прошлое и уступает место идее диалектичности традиции. Тем не менее новое будущее может сформировать только "высокий", прогрессивный традиционализм. В Европе этому условию удовлетворяет определенная часть традиции христианской, на Ближнем Востоке – исламской. Высокая традиция выступает и как динамическая связь между прошлым и будущим, и как социальный механизм, устраняющий исторические разрывы и конфликты. А для этого она должна включать в себя этику эгалитаристского типа. Именно при таком условии традиция способна удовлетворить запрос на новый моральный консенсус.
Современную архаизацию и деградацию либерального модерна в ряде случаев называют контрмодерном. Состоится ли новый Большой стиль – аксиомодерн – или же господство контрмодерна станет долгосрочным системным явлением, во многом зависит от перспектив возможного синтеза христианской традиции и ценностей классической рациональности, которую необходимо очистить от идеологических спекуляций позитивизма и социал-расизма. Без возврата к подлинной рациональности не может быть и полноценного восстановления христианского универсализма. В рамках переосмысления понятия традиции правому традиционализму необходимо противопоставить левый, социальный традиционализм, в котором этика справедливости стоит на первом месте. Языческому праву сильного – традицию христианского милосердия. Идейная полемика неизбежна, но она должна проходить в сфере традиционных смыслов, а не отвлеченных политических схем.
Важным следствием кардинальных перемен станет трансформация привычного политического спектра. Вместо классической триады "консерватизм – либерализм – социализм" обществу предстоит развиваться в рамках другого политического треугольника: "национализм – социализм – традиционализм".
Вполне вероятно, что основой формирования новой парадигмы развития станет продуктивный синтез левого и умеренно консервативного направлений мысли. Перспективным политическим трендом будущего является синтез традиционализма и социалистических идей, т.е. социал-традиционализм. Этот вид традиционализма предполагает равноправие наций, народов и культур, утверждает их несравнимость, несоизмеримость и уникальность, а также выступает за общество социальной справедливости и преодоление болезненных исторических разрывов в жизни каждого народа.
Социал-традиционализм не имеет ничего общего ни с большевистской репрессивностью, ни с элитаризмом новых правых фундаменталистов и либералов, ни с такими понятиями, как "пассеизм", "охранительство", "архаика", "патриархальность". Развитие, закрепление и воспроизводство социал-традиции происходит на основе ценностей социальной справедливости и идеала социального государства. Сторонников социал-традиционализма устраивает следующее определение: традиция – это совокупность способов сохранения исторической преемственности, основанных на наделении этическим смыслом процедур наследования.
Традиция – всеобщее достояние, поэтому главный тезис социал-традиционализма заключается в том, что в обществе нет и не может быть лишних людей, у человечества в целом нет лишних народов, а в истории нет лишних времен. Даже советский период русской истории, несмотря на его радикальный отказ от традиции, дает возможность находить и исследовать в нем те элементы, ту топику, которая сохраняет традиционные смысловые матрицы, пусть даже в искаженном и переозначенном виде.
Социал-традиционалистская модель "большого" общества предполагает семейственный тип социальных связей, исторический договор между поколениями, синтез концептов "наследия" и "проекта", сильное государство, справедливое распределение общественных благ, восстановление коллективных основ исторического сознания. Также социал-традиционализм означает возврат от фиктивной к реальной демократии, поскольку именно ценности традиции имеют общеобязательный характер для всех социальных слоев.
Традиция – не предмет реставрации, но метод социального и культурного строительства. Где нет "собирания" традиции, там есть разрыв с традицией – третьего не дано. И жесткие альтернативы, которые элита принудительно ставит перед обществом, – это всегда знак приближающегося или готовящегося разрыва.
Основу русской (русско-византийской) традиции и идентичности можно определить, переформулируя известную формулу Макса Вебера "протестантская этика и дух капитализма"3 следующим образом: "православная этика и дух солидарности". Единство земного и небесного, соборности и солидарности, социальности – характерная русская черта. Именно поэтому русская религиозность включает в себя обостренное чувство земной справедливости, любовь к униженным и оскорбленным.
Социальная справедливость и равенство, к которым стремился советский строй, бесспорно, стали результатом не только усвоения марксизма, но и влияния православной этики, вытесненной в коллективное подсознание доктриной госатеизма и тем не менее дававшей о себе знать.
Русско-византийский мир – это мир, в котором люди не разделены на колонизирующих и колонизируемых, а в случае присоединения новых территорий они оказываются в рамках единого правового пространства. Символическое ядро русской национальной традиции тесно связано с темой Константинополя, являющейся крайне важной для русского культурного мифа. Сегодня в общественном сознании субститутом Константинополя является образ Крыма и Херсонеса-Корсуни, который не случайно привел к примирению бывших белых и красных и к формированию в обществе "крымского консенсуса" как основы национальной консолидации.
Речь сегодня идет о том, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями для всех. И условием этого выхода становится смена социальной парадигмы.
Литература
Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Ист-Вью, 2002.
Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Эксмо, 2003.
Автор
Александр Владимирович Щипков, доктор политических наук, кандидат философских наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), e-mail: mail@shchipkov.ru
Для цитирования
Щипков А.В. О понятии "социал-традиция" // Вестник МГУ. Серия 12. "Политические науки". – 2019. – №5. – С. 7-12. – 0,2 п.л.
2019 год